Евгений Жданов 25 лет работает на сцене Волгоградского ТЮЗа. Еще совсем недавно этот срок давал основание получить от государства «тюзовскую пенсию». Небольшую доплату к столь же небольшой зарплате за действительно нелегкую жизнь артиста театра для детей, с утренними, дневными и вечерними спектаклями, с физическими и нервными перегрузками. Где-то «там» решили, что рановато, еще годков добавили. Ну, и вообще, зачем артисту лишние деньги? Он сыт творчеством!
Актёр и роли
Евгения Жданова всегда с радостью встречают на сцене, и неважно, долго или коротко он на ней пребывает. Всего на несколько минут появляется, к примеру, в спектакле «Уйди-уйди» Н.Коляды, и в паре с партнером устраивает настоящий праздник.
А видели, надеюсь, задиристого, глуповатого Петуха из «Очень простой истории» М.Ладо? Что постоянно выкрикивает какие-то глупые тексты про политику и экономику, голосит невпопад оперные арии и эстрадные шлягеры – всё, что слышит каждый день по радио. Он играет в одной из любимых зрителями комедии израильтянина Э.Кишона «Брачный договор». В которой автор, среди прочего, размышляет о том, что важнее – человек или документ. Жданов создает образ элегантного, прагматичного и даже страшноватого в своей целеустремленности молодого человека. Но когда он осознает, что его невеста для него потеряна, «сдувается, как шарик, гаснет, как исчерпавший запас энергии фонарик» (строки израильской рецензии). Театр показывал «Брачный договор» на родине автора, и о спектакле писали как о «настоящей театральной сенсации».
А еще этот артист очень любит играть в сказках. Например, он, наверное, был самый молодой Король в «Золушке» А.Шварца.
Кто-то наверняка помнит Судью (в прошлом Змея) из сказки-притчи Н.Гумилева «Дерево превращений». Этот персонаж выглядел любопытным и довольно наглым юнцом, на которого вдруг свалилась власть над людьми. И он торопился этим воспользоваться, потому был невероятно активен: то закручивался винтом на месте, то мелькал острыми локтями и коленками в ажиотаже погони за нарушителями закона. Как будто компенсировал вековую прижатость к земле. Герой Жданова был при том скорее жалок, чем опасен.
Одной из любимых и незабываемых ролей молодого артиста (тогда еще студента) стал Щелкунчик в первой постановке спектакля на сцене нашего ТЮЗа. Очень удачно и правильно был решен его внешний облик. Лицо не закрывалось уродливой маской, у героя просто был очень большой зубастый рот. Зато живые выразительные и очень красивые глаза.
Сегодня Евгения Жданова можно увидеть и в образе деловитого, беспокойного мистера Ворона в детском спектакле «Как проучили Гремучего змея» С.Леденева, ставшем настоящим хитом.
В фантастической истории «Сокровища капитана Штиля» он играет роль мальчика-призрака по имени Плуфт. И из пугливого ребенка превращается в отвязного, смелого мальчишку.
Юные зрители давно полюбили его Зайца в «Клочках по закоулочкам» Г.Остера, трогательного и беззащитного перед коварством Лисы, занявшей его избушку. В 2006 году на театральном фестивале в Тамбове за исполнение этой роли актер был удостоен приза зрительских симпатий. В конце прошлого года, после некоторого перерыва, спектакль вернулся в репертуар театра. Но теперь на малую сцену и с новыми молодыми исполнителями. Прежним, незаменимым, остался лишь Евгений Жданов в центральной роли.
Так же почти пятнадцать лет в спектакле «Романтики» Э.Ростана проживает артист судьбу мечтателя и смельчака Персинэ, влюбленного, как Ромео, в свою избранницу.
Активный и благодарный ученик
Этому артисту всегда веришь. Он заражает своим темпераментом, искренностью, обаянием. Что удивительно, прошедшие годы почти не отразились на его внешнем облике.
Высоким, стройным, голубоглазым блондином, Евгений Жданов в начале 1997 года был принят в штат ТЮЗа. Актерское образование получил в созданном тогда в Волгограде филиале Самарского института культуры (ныне ВГИИК). Руководителем первого набранного курса стал заслуженный артист РФ А.В.Королев, педагогом Б.П.Кудрявцев – ведущие артисты ТЮЗа. Обучение часто проходило в стенах театра, потому студенты были на виду. Иногда их занимали в массовых сценах, а Женя именно тогда сыграл Щелкунчика, свою первую главную роль, в постановке А.Авходеева. Здесь же, в театре, ребята показали свои дипломные спектакли, в том числе «Завтра была война» по повести Б.Васильева. Позже это название появилось в афише ТЮЗа в постановке приглашенного режиссера с теми же исполнителями, причем в партнерстве на возрастных ролях со своими бывшими замечательными педагогами, теперь старшими коллегами.
Женя с удовольствием вспоминает время учебы в институте. С не меньшей радостью говорит о своей школе, бывшей №68, ныне гимназии №11. Там он попал в гуманитарный класс, в котором углубленно преподавали литературу, изобразительное искусство, историю театра, религии, психологию и другие интересные предметы. Где с 4 по 9 класс учитель Артамонникова Лариса Николаевна каждый месяц устраивала литературные гостиные. А потом в школе появилась талантливая Татьяна Иванова, увлекшая старших ребят театральным кружком. Женя оказался активным участником всех художественных затей, явно по своей природе к ним расположенный.
Да ему и было в кого. Его родители, дедушки, бабушки, прочие родственники – простые труженики из деревни Низовка Саратовской области, практически все были творческими натурами: остроумными рассказчиками, певуньями, танцорами, веселыми, заводными людьми. При том, что по жизни им достались тяжелые времена и большие испытания. Двух бабушек в старости перевезли в Волгоград. Женя много лет с ними жил, очень их любил, и каждый день развлекал коллег какими-нибудь забавными байками из их совместного бытования.
«Альтер-Эго»
История Волгоградского ТЮЗа, как, наверное, многих других, развивалась не линейно, с яркими подъемами, творческими победами, и резкими спадами, неудачами, которые могли длиться и подолгу – в зависимости от того, кто в конкретный период бывал «у руля». Соответственно, это всегда сказывается на актерских судьбах. Но судьбу можно и переломить.
В конце 90-х в ТЮЗе случилась острая ситуация, в результате которой появился другой творческий организм, условно с той же корневой системой, но альтернативный и вполне самостоятельный – театр-студия «Альтер-Эго». (Здесь надо отдать должное тогдашнему директору Б.В.Немне, инициировавшему и узаконившему данное «предприятие»). Творческим «вождем» театра-студии стал артист Альберт Авходеев, уже неоднократно доказавший право на лидерство профессиональными и человеческими проявлениями, получивший к тому времени режиссерское образование.
Евгений Жданов одним из первых стал актером театра-студии «Альтер-Эго», потому что именно с Авходеевым были связаны его первые сценические успехи, а дальнейшее пребывание в ТЮЗе грозило лишь участием в массовках, потерей времени. Именно здесь во всей полноте проявился его актерский талант и прекрасные качества личности. Жданов был занят во всех постановках театра-студии, его удивительная легкость преображений и заразительность всегда создавали эмоциональный подъём на сцене и в зрительном зале.
Он и сегодня считает годы, прожитые с маленьким театральным коллективом - шесть с небольшим лет, до назначения их лидера директором ТЮЗа - самыми счастливыми во всех отношениях. Может вспоминать о них бесконечно. Сама атмосфера здесь была уникальной, при всех трудностях существования. Сначала на одном энтузиазме построили сцену с залом в пустующей части ТЮЗа, на третьем этаже. И уже играли свои первые спектакли. До сих пор скучает Женя по Кузнечику из милой пьесы С.Козлова «Я Вас люблю, Ромашка». Про лесных обитателей и неожиданно выросшем в лесу полевом цветке. Жданов, похоже, играл там самого себя из недавней поры – долговязого прыгучего подростка по кличке Кузнечик, переживавшего свою первую любовь. Жанр этого спектакля так и был определен как «ностальгическое путешествие во двор своего детства». За него «Альтер-Эго» получил престижную премию театрального сообщества и популярной областной газеты в конкурсной номинации «Творческое открытие сезона». Потом появились и другие названия, имевшие огромный успех у зрителей.
Когда же их любимую сцену с залом уничтожила реконструкция, нашли и отремонтировали, опять же своими руками, довольно грязное складское помещение во дворе театра, где репетировали и отдыхали всласть, принимая многочисленных гостей. И все это, мотаясь без устали по области, практически всю её объездили. Сами грузились, разгружались, монтировали декорации.
- Всё это было не в тягость, - говорит Женя, - молодой был! Мы честно работали, при полном оформлении на любой сцене. Нас всегда замечательно встречали, после спектаклей благодарили искренними, теплыми словами. А что еще надо артисту! Кроме того, узнали и подружились со многими интересными людьми. Весело было!
Безудержный «тусовщик» и ответственный педант
Евгению Жданову вообще важно, чтобы было весело. Такой он человек. Самый безудержный «тусовщик» на празднике жизни. Что вовсе не исключает чувства ответственности за любое порученное дело, даже некий педантизм. «Когда в делах, я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь. А смешивать два эти ремесла - есть тьма искусников, я не из их числа». Эти грибоедовские строки к нему точно применимы. Не случайно же именно Жданов является председателем профсоюзного комитета театра.
А еще он фанат-путешественник. Все отпуска и любые случающиеся каникулы использует на поездки в самые разные края родной страны и мира. Гастроли театра тоже как подарок судьбы, успевает всё обходить и отсмотреть, отснять массу фотографий для памяти.
За 25 лет он обрел в театре, ставшем родным, настоящих друзей. Считает, что работает в лучшем творческом коллективе города. Ждет ролей в хороших пьесах.
Что ж, уже, к сожалению, не блондин, но во всем остальном – такой же, как прежде. Легкий красивый, талантливый и любимый, наш Женечка Жданов!