> В Большом театре состоится премьера оперы Вагнера «Лоэнгрин» в постановке Франсуа Жирара - Аргументы Недели

//Культура 13+

В Большом театре состоится премьера оперы Вагнера «Лоэнгрин» в постановке Франсуа Жирара

№  () от 21 февраля 2022 [«Аргументы Недели », Сергей Сыч ]

На Исторической сцене Большого театра в конце февраля состоится самая громкая и ожидаемая премьера этого сезона – опера Вагнера «Лоэнгрин» в постановке Франсуа Жирара, дирижёр – Эван Роджистер. Возвращение этого шедевра на сцену главного театра страны – событие знаковое и символическое.

Опера «Лоэнгрин» – одна из немногих опер Рихарда Вагнера, которая знакома московскому зрителю, так как прописалась в России ещё в прошлом веке. Тогда она запомнилась знаменитыми исполнителями партий Лоэнгрина и Эльзы – Леонидом Собиновым и Антониной Неждановой. Спектакль был показан более 100 раз. Но после их ухода со сцены, в 1936 году, сценическая история оперы о легендарном рыцаре Священного Грааля была прервана. И вот теперь почти столетие спустя «Лоэнгрин» наконец-то возвращается на историческую сцену. Спектакль создан в копродукции со знаменитым театром «Метрополитен-опера». Первая совместная работа Большого театра и знаменитого американского оперного театра – «Саломея» Рихарда Штрауса – вышла в феврале 2021 года и имела успех. Предстоящая премьера в Большом театре станет единственной на данный момент постановкой Вагнера на московской сцене и, без сомнения, вызовет огромный интерес публики.

«Лоэнгрин» – самая значительная романтическая опера Рихарда Вагнера. Музыка и текст проникнуты возвышенным лиризмом и редкой поэтичностью. В основе сюжета – поэма «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха, средневековая легенда о легендарном рыцаре и мифы. Композитор переработал предания, саги, сказания и создал оригинальную концепцию, отразившую его философские и нравственные искания. В 1848 году опера была закончена, но премьера не состоялась из-за политической активности композитора. Лишь в 1850 году стараниями Ференца Листа, близкого друга Вагнера, опера была представлена на сцене Веймарского оперного театра. За дирижёрским пультом был сам Ференц Лист. Вагнер не смог присутствовать на премьере и впервые услышал «Лоэнгрина» со сцены только в 1861 году.

Возвращение в Большой театр «Лоэнгрина» должно стать событием в театральной и музыкальной жизни не только России, так как в постановке участвует уникальная международная команда профессионалов. Для постановки новой версии «Лоэнгрина» был приглашён известный франко-канадский режиссёр Франсуа Жирар. Он получил международную известность как автор фильмов, посвящённых музыке и музыкантам.

В его активе два шоу легендарного Цирка дю Солей. Он лауреат различных премий, в том числе обладатель престижнейших премий – «Оскар» и «Грэмми», премии «Ангел Геральда» Эдинбургского фестиваля. Свою карьеру Жирар начинал в Канадской оперной компании, затем последовала работа в Лионском и Голландском оперных театрах. Особое место в этом послужном списке заняли театр «Метрополитен-опера» и оперные постановки произведений Рихарда Вагнера. В 2013 году на сцене «Метрополитен-опера» с большим успехом состоялась премьера оперы «Парсифаль», а в 2020-м там же – «Летучего голландца». Московский «Лоэнгрин», по задумке режиссёра, будет продолжением, сиквелом «Парсифаля». Действие оперы будет перенесено в будущее, и перед зрителями предстанет мир через полсотни лет.

«Если я беру на себя обязательство поставить оперу, я соглашаюсь навечно жить в этой музыке. Это как выбирать себе дом. Музыка должна меня околдовать. Сейчас идут репетиции «Лоэнгрина», и каждый день дирижёр, артисты, я смотрим друг на друга и восхищаемся: «Какая прекрасная, невероятная музыка!» Есть ещё одно объяснение моей страсти к Вагнеру. Я ощущаю, что в мире мифов и легенд есть большой простор для толкования и творчества, для «расшифровки» музыки и текста. И с каждой новой постановкой я вижу всё больше и больше возможностей в предлагаемом материале» – так описывает свою работу с вагнеровской оперой режиссёр-постановщик.

Жанр своей оперной постановки Франсуа Жирар определил как фэнтези. Противостояние двух миров: языческого и христианского – вот что станет основой драматургического режиссёрского решения. Зрителям предстанет мир через полсотни лет, «когда нарушен нормальный ход вещей, разрушены основы человеческой цивилизации», – отмечает Жирар.

За сценографию и костюмы отвечает китайский художник, декоратор, дизайнер одежды Тим Йип – выдающийся представитель направления «новый ориентализм» в современном искусстве. Его работы в кино и театре известны и оценены по достоинству. Режиссёры Роберт Уилсон, Энг Ли, Чжан Имоу, хореограф Акрам Хан, театры в Лондоне и Париже, Сан-Франциско – вот неполный список, с кем ему довелось работать. Тим Йип – участник множества фестивалей и художественных выставок. За работу в фильме «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» он получил «Оскар» и премию BAFTA. Поэтому все в предвкушении чуда, ведь такой художник может не только радовать, удивлять, восхищать, но и сможет открыть новые горизонты в вагнеровской опере.

Другой участник этой команды Питер Флаэрти - интерактивный художник, преподаватель Калифорнийского института искусств, отвечает за видеопроекции к спектаклю. Именно он автор видеопроекций в постановках опер «Парсифаль» и «Летучий голландец» в «Метрополитен-опера».

И одна из самых главных фигур в этой команде – дирижёр! Ведь именно он задаёт музыкальную и эмоциональную палитру вагнеровского шедевра. Для дирижёра-постановщика премьеры Эвана Роджистера работа с вагнеровской партитурой – обычное дело. Роджистер – музыкальный руководитель Вашингтонской национальной оперы, главный дирижёр оркестра Оперного театра Центра исполнительских искусств имени Джона Кеннеди. Свою любовь к Вагнеру он не скрывает, а культивирует. Более трёх лет он дирижировал «Кольцом нибелунга» в Гётеборгской опере, «Тангейзером» и «Риенци» Немецкой оперы в Берлине, «Лоэнгрином» Королевской Шведской оперы. За дирижёрский пульт Большого театра он впервые встал в 2018 году. «Богема» Джакомо Пуччини Эвана Роджистера запомнилась многим тогда своей яркостью, импульсивностью и эмоциональным колоритом. На февральских и мартовских показах нового спектакля можно будет вновь ощутить и почувствовать энергетику уникального дирижёра-постановщика.

Главные партии исполнят солисты оперной труппы Большого театра, и пока их список не разглашается. Среди приглашённых звёзд – Гюнтер Гройсбёк (Генрих Птицелов), постоянный участник Байройтского и Зальцбургского фестивалей. Эту партию он пел в Вене, Цюрихе и Берлине. На роль Эльзы приглашена Йоханни ван Оострум, знакомая зрителям Большого по роли Маршальши в «Кавалере розы» Штрауса. Заглавную партию будут исполнять американец Бренден Ганнелл, хорват Томислав Мужек и солист Мариинского театра Сергей Скороходов. Певческий состав для такого проекта подобран уникальный.

Премьерные показы состоятся 24, 25, 27, 28 февраля, 2 и 3 марта на Исторической сцене Большого театра.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте