«Наши люди в Голливуде» – обычно актёры, занятые в проходных ролях, чаще всего русских бандитов. Режиссёры нашего разлива в Голливуде проявляют себя редко. Можно вспомнить разве что Андрона Кончаловского да Тимура Бекмамбетова. В эту славную когорту пробился ещё один наш – Илья Найшуллер, снявший зубодробительный боевик «Никто», спродюсированный Бобом Оденкерком. В основу лёг реальный случай, произошедший с Бобом, когда он смог заманить вломившихся в его дом грабителей в подвал и там их запереть до приезда полиции. Но на выходе получилось совсем другое блюдо, спасибо Найшуллеру.
Жил себе скучный мужичок, работал никем в маленькой фирме тестя, день за днём тянул лямку. Но однажды в его дом вломилась парочка грабителей, которым он не смог дать отпор, хотя даже его сын-подросток, казалось бы, обеспечил такую возможность. Ну что взять – чушок. Но грабители кроме десятка баксов и дешёвых часов случайно прихватили с собой «браслет с котей» его маленькой дочки, мечтавшей завести кота. Это оказалось последней каплей, и мужичок пошёл вразнос. А по ходу дела выяснилось, что он не совсем тот, кем его считали окружающие. «Папа, ты же военный ветеран?» – «Да я так, в штабе аудитором...» (Привет, Данила Багров!) И как на грех, в самый пик его так и не выплеснутой ярости пересеклись пути этого аудитора с русской мафией. И началась третья мировая.
Илья Найшуллер – российский режиссёр, автор нашумевшего в своё время фильма «Хардкор». Смотреть тот фильм можно было только людям, у которых вестибулярка, как у космонавта. Дело в том, что бешеный экшен снят так называемой «субъективной камерой», т.е. камерой, закреплённой на теле актёра. И ты видишь все его прыжки, беготню и трюки как бы собственными глазами. В итоге к десятой минуте у тебя начинает кружиться голова, а к получасу экранного времени ты просто уже не следишь за сюжетом, а пытаешься сдержать рвотные позывы. Главное, кино-то неплохое, но такой авангардный приём мешает его воспринимать. Но в Голливуде Илью заметили и пригласили поработать. В итоге он снял в Америке обетованной классический экшен. Фильм совершенно не оригинален. Больше скажу – он осознанно вторичен. Но сюжетные линии и эпизодики, надёрганные из разных фильмов, Илья соткал в очень плотное и качественное полотно. Рецепт прост – берём «Джона Уика», скрещиваем с «Оправданной жестокостью», добавляем немного «Заложницы», посыпаем «Жаждой смерти», чуть сбрызгиваем капелькой «Коммандо», подмешиваем «Денежный поезд» и гайричевских плюшек и добавляем крохотную неведомую американцам специю под названием «Брат-2» – и получаем на выходе отчаянно вкусное блюдо.
При этом Найшуллер сумел сотворить безусловную клюкву для американцев про рашн bratva, но так, чтобы русские, глядя на это, не кривили в отвращении рты, а ржали в голос – настолько карикатурно он слепил эту мафию, поиздевавшись даже в именах типа Тэдди Кузнецов и названиях ресторана Malina. Сложно поверить, что Найшуллер не знает, что такое общак, но он на полном серьёзе устами bratva утверждает, что вот этот «бык» – владелец трёх процентов в общаке. Ну словно это акционерное общество. То есть он скармливает американцам понятное им блюдо, держа в кармане фигу, понятную российскому зрителю. Это получилось так тонко, что вызывает уважение. Угодить одним, не обидев других, – не каждому дано.
Известный канадский артист Серебряков сыграл единственную доступную ему за океаном роль – русского бандита Юлиана Кузнецова, держателя общака. Яркие роли получили наши голливудские первопроходцы Александр Паль, которому достались аж две фразы: «О, автобус!» и «Он мне нос сломал», и целый Шнур, которому говорить вообще не дали, зато изобретательно убили. «Чёрного русского», дитя Олимпиады-80, сыграл какой-то юный негр, хотя по смыслу ему получалось уже за 40, и наш доморощенный эфиоп Сиятвинда подошёл бы куда лучше. Зато Боб Оденкерк, известный по роли Сола в сериале «Во все тяжкие», выдал совершенно несвойственный ему образ крутого перца в чмошном обличье, и выдал шикарно. От его счастливой рожи, когда он лез обратно в автобус, откуда его выкинули в процессе драки «один на пятерых» искалеченные русские бандосы, просто воешь от восторга.
В общем, блюдо из сто раз опробованных ингредиентов, но очень качественно сваренное и предельно острое.