Аргументы Недели → Культура № 43(787) 3–9 ноября 2021 13+

Американская журналистка сняла фильм о войне на Донбассе

, 21:49

«Война снайпера». Нашумевший документальный фильм про Деяна Берича «Деки» – сербского снайпера-добровольца, который приехал на Донбасс защищать «русский мир» от проамериканских украинских фашистов и вынужден был остаться здесь, потому что домой, в любимую всем сердцем Сербию, ему дороги больше нет.

 

Картонный герой?

Необычность фильма в том, что это американский фильм. Снят американской журналисткой, побывавшей на донецкой стороне. Большая часть информации о войне в Донбассе американцам поставляется от групп, работающих на украинской стороне, с соответствующей подачей материала. Ольга Шехтер решила попытаться показать соотечественникам другую сторону медали. И американской публике неожиданно «зашло» – в США фильм получил кучу призов на разных фестивалях и вообще очень благожелательно принят зрителем. Чего не скажешь о Европе – тут независимые журналистские расследования не в чести, здесь царствует генеральная точка зрения, и альтернативе тут не рады. Ни на один фестиваль фильм попросту не взяли. На киносайте IMDb рейтинг у фильма, что называется, мусорный. И поскольку, как бы ни относиться к фильму, он явно не заслуживает рейтинга 3, 3 по десятибалльной шкале, понятно, что ценность такого рейтинга так же мусорна – обычный образчик информвойны, не имеющий отношения к ценности фильма.

Почему же Деки, родившийся в сербской деревне с милым русскому сердцу названием Путинцы, не может вернуться домой? Сербы, конечно, братья и всё такое, но засветившегося на Донбассе добровольца там ждёт тюрьма.

Сам Деки – персонаж известный и достаточно противоречивый. Немало читал слов, в которых его обвиняют в позёрстве, в том, что большинство его подвигов просто пиар и сам он опереточный герой вроде известного по первым боям в Донбассе колоритнейшего казака с огромной бородой по кличке Бабай. Его обвиняли ровно в том же – что он герой для фоторепортажей, а на самом деле и в бою-то ни разу не был. Где тут правда – мы не узнаем. Мы – это те, кто о тех событиях судит по чужим словам, а сами там никогда не были. Информационная война ведётся с обеих сторон, и выловить в этих потоках правду чрезвычайно сложно. Те мои знакомые, кто знаком (шапочно) с самим Деки, отзываются о нём как об очень скромном и немногословном улыбчивом человеке. Но, как говорят музыканты, хороший человек – это не профессия, на чём он играть умеет? А вот о реальных боевых заслугах этого парня у меня сведений из первых рук нет. Что же касается пиар-фигуры, то не сделать таковую из серба-добровольца было бы страшным грехом для пропотрядовцев. Важно только соотношение реальных деяний и того, что ему приписывается агитбригадой «Бей врага».

Но вернёмся к самому фильму. Тут вынужден признать, что при всей выгодности фигуры серба-добровольца, да ещё снайпера, для того чтобы сделать шикарную документалку, фильм получился очень средненький. И это объясняется очень просто. Этот фильм сняла, во-первых, американка для американцев, во-вторых, его сняла дебютантка, человек наивный и доверчивый, и, в-третьих, это очень женский фильм. Хотя нет, не женский – девчачий. Женщины могут видеть то, чего не увидят суперпрофессиональные режиссёры-мужики, заглянув в такие кровоточащие человеческие раны, которые мужчины просто не замечают. А девочка видит только поверхность. Она пока не умеет нырять в боль.

Что мы видим в этом фильме? Деки много говорит. По-русски, но с сильным сербским акцентом, при этом звукооператор поработал так себе. Представьте ситуацию, когда человек говорит на русском, а чтобы его понять, нужно читать английские субтитры. В фильме очень мало движения. Много красивых кадров, но почти нет драйва, нет струны, её вибрации. Деки действительно постоянно позирует, но это не поза плакатного штатного героя. Это другое. Я не понимаю, почему никто не объяснил Оле Шехтер, что в большинстве кадров Деки банально «ездит тёлке по ушам». Он не то чтобы её соблазняет, но «рисует героя» в полный рост, занимая мужественные позы, глядя усталым взглядом старого боевого волка и улыбаясь скупой улыбкой Чарльза Бронсона, – и Ольга на это покупается.

В фильме очень много постановочных кадров войны. И в этом не было бы ничего страшного. Это же не местная безумная бригада под командованием лучшего военного репортёра нашего времени Максима Фадеева, которые реально лезли в самую гущу боёв во время сражения за донецкий аэропорт и носились по развалинам, когда по ним прямой наводкой лупил танк «киборгов». Это американская съёмочная группа, и никто ни при каких обстоятельствах не стал бы ими рисковать, пуская в зону реальных боевых действий. Беда в том, что наивная девочка Оля Шехтер верила в то, что она на передовой, и пыталась убедить в этом зрителей. И ей опять же никто не подсказал, что это выглядит смешно. Деки показал ей снайперскую дуэль с мариупольским стрелком по кличке Бог. Выглядела она так – Деки высовывает в дырку в кирпичной стене ствол винтовки и раз пять быстро стреляет. А потом говорит – ну всё, убил я его. И девочка Оля верит.

Гораздо убедительнее героя Деки смотрятся остальные ополченцы. Просто они не «ездят Оле по ушам», поэтому выглядят живыми и цельными.

И всё же несколько раз Оле удалось заглянуть за край и увидеть то, что не видит девочка, но может увидеть женщина. Реальные, не постановочно-героические слёзы Деки, когда он слушал рассказ старого электрика о том, что украинские снайперы постоянно стреляют по нему, когда он лезет на столб, чтобы починить перебитые провода, и его обещание, что здесь они так больше делать не будут. В этот момент он не актёрствует, и ему веришь безоговорочно. Или затаившуюся боль в голосе Деки, когда он рыбачит на берегу русской реки и говорит о такой любимой и такой недоступной для него родине – Сербии. Или когда две старухи с поникшими тюльпанами в руках потерянно бродят по разрушенному войной кладбищу в поисках родных могил, и вой одной из них, нашедшей могилу мужа, разбитую выстрелом.

Эти моменты женское сердце Ольги Шехтер смогло увидеть так, как не смогло бы увидеть ни одно мужское сердце. Но ей хотелось снимать кино про противоречивого героя – то ли святого, то ли убийцу. Про сербского снайпера на Донбассе. И получилось это так себе. Про войну лучше смотреть фильмы Максима Фадеева.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram