В двух московских театрах – МХТ имени Чехова и МХАТе имени Горького на прошлой неделе приказом министра культуры РФ Ольги Любимовой были назначены новые руководители. Константин Хабенский сменил режиссёра Сергея Женовача в роли художественного руководителя МХТ имени Чехова, Владимир Кехман назначен генеральным директором МХАТа имени Горького. Есть надежда, что такие кадровые перестановки для театральных монстров окажутся благоприятными.
Сергей Женовач, более трёх с половиной лет назад после смерти Олега Табакова назначенный худруком театра в Камергерском, подал заявление по собственному желанию. Выразив слова благодарности уже бывшему руководителю, министр культуры подчеркнула, что отставка добровольная. Но, похоже, добровольно-принудительный осадок остался. Жаль, что выдающегося режиссёра студийного театра так неприлично использовали. Его «Студия театрального искусства», единомышленники и ученики доказали своё право на место под солнцем. И было уже тогда понятно, что управлять такой федеральной театральной фабрикой, как МХТ, не под силу руководителю театральной студии. Но тогда об этом никто не хотел слышать. О снятии популярных спектаклей, уходе или выдавливании актёров, разрушении мхатовских традиций и уникальной атмосферы в театре больно говорить вслух. Теперь это уже факт!
Вновь назначенный худрук МХТ Константин Хабенский дебютировал на сцене театра в 2002 году в роли Зилова в «Утиной охоте», в 2003 году был принят в труппу, а в 2004 году в мхатовской постановке Сергея Женовача (!!!) сыграл Алексея Турбина в «Белой гвардии». И странно, что тогда, в 2018 году, не прислушались к мнению труппы, выдвигавшей актёра Хабенского на пост худрука. Теперь же вопрос, «быть или не быть» актёру руководителем, перестал быть вопросом.
Хабенский открыл более 10 студий творческого развития по всей России, в качестве кинорежиссёра снял фильм «Собибор». На мхатовской сцене он выходит в четырёх спектаклях, в том числе в моноспектакле «Контрабас», где несколько часов покоряет зрителей историей маленького человека в футляре. Более трёх лет Хабенский вместе с Виктором Крамером отстаивал право поставить в родном театре спектакль о бароне Мюнхгаузене, на который его благословил ещё Олег Павлович Табаков. В октябре состоялась оглушительная премьера спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена». Билеты проданы на два месяца вперёд, и расценки соответствуют театральному хиту.
Маэстро Юрий Башмет давно работает на сцене с Хабенским. Для великого музыканта он давно уже не просто актёр. «Костя – удивительный человек, абсолютный перфекционист в профессии. Он уже на первую репетицию приходит абсолютно готовым, с большим глубоким пониманием того, что будет делать. Но он невероятно при этом прислушивается к тому, что происходит вокруг него. Я уверен, что у Кости в новой должности всё должно получиться».
Генеральный директор Русского концертного агентства Дмитрий Гринченко работает с Хабенским более 10 лет как на российских, так и на международных проектах. «Когда мы работали вместе с ним над разными проектами, где я выступал в качестве продюсера, а Константин – в качестве актёра, для меня каждый раз было понятно, что у него мышление больше режиссёрское. Он, одновременно участвуя в репетициях или спектаклях, умудряется внимательно смотреть со стороны и не только на себя, но и на то, что получается в целом. Это невероятно важное и ценное качество. Его взгляд для меня всегда интересен и важен».
Когда Сергей Безруков возглавил Московский Губернский театр, многие тоже сомневались, удастся ли известному актёру «поднять» этот театр. Удалось! Театр в Кузьминках занял своё место в театральном рейтинге, стал популярным, посещаемым и модным. «Я знаю Константина Хабенского как очень ответственного человека, плюс он пользуется авторитетом у артистов МХТ, а для художественного руководителя очень важно, чтобы в него верили, – так прокомментировал «АН» назначение Сергей Безруков. – Думаю, что, возглавив один из крупнейших театров страны, он понимает степень ответственности и будет стараться. Желаю ему удачи!»
Если с Хабенским всё понятно, то фигура Владимира Кехмана в качестве генерального директора МХАТа имени Горького удивила многих. Бизнесмен, директор петербургского Михайловского театра. В 2015 году, став руководителем Новосибирского театра оперы и балета, именно он снял с репертуара оперу «Тангейзер» под давлением религиозных активистов. Назначение его генеральным директором МХАТа имени Горького на Тверском бульваре в Москве поставило под вопрос судьбу худрука Эдуарда Боякова, который сделал всё для изгнания из театра великой русской актрисы, хранительницы МХАТа и президента театра Татьяны Дорониной. Он несколько сезонов так похозяйничал в театре, что по результатам финансовых проверок был отлучён от административного руководства. Про Ольгу Бузову на сцене этого театра говорить уже как-то не хочется и неприлично. В первом своём интервью после назначения господин Кехман заявил, что кроме реконструкции и реставрации, преемственности и традиций он сделает всё, чтобы Татьяна Васильевна Доронина вернулась в родной театр как актриса и президент театра. Очень хочется на это надеяться!
P.S. К моменту подписания номера стало известно, что Бояков после встречи с новым гендиром МХАТа Кехманом написал заявление по собственному желанию. Возвращение великой Дорониной неизбежно. Браво! Осталось надеяться, что у «женского» МХАТа появится достойный и профессиональный худрук, который будет уважать Президента театра.