> Фантастические фильмы на российских экранах - Аргументы Недели

//Культура 13+

Фантастические фильмы на российских экранах

№  () от 12 октября 2021 [«Аргументы Недели », Дмитрий ГРИНЁВ ]

Фантастика – редкий гость на российских экранах. И на больших, и на малых. Разумеется, речь об отечественной фантастике, голливудской – выше крыши. Почему так вышло? И почему то редкое, что выходит, так печально смотреть?

 

Денег нет, но вы держитесь

Главная причина, конечно, бюджет. Мега-супер-пупер-бюджет по-российски едва тянет на бюджетик голливудских опусов категории В. Это реальность, данная нам в ощущениях, и изменить это пока мы не в силах. Ну нет у нас таких денег, как в Голливуде, и в ближайшее время не будет. С другой стороны, наши киноделы наловчились даже в таких скромных условиях выжимать из компьютеров максимум. Благо сейчас они позволяют не строить гигантские декорации, а лепить спецэффекты на фоне «зелёного экрана». И выглядит, надо признать, иногда просто хорошо.

Другой вопрос – про что снимать? И тут прямо катастрофа. Большая часть сюжетов перекочевала к нам из Голливуда и укладывается в рамки жанра, который в народе называют БэПэ – Большой Песец. Последнее слово можно видоизменять в той степени, которую вам позволяет ваше воспитание. Произведения этого жанра подразумевают выживание небольшой горстки людей, уцелевших после того или иного разрушительного катаклизма. Это может быть падение астероида, восстание живых мертвецов, нашествие бобров-мутантов или убийственный вирус. Именно в этом формате и снимается большая часть нашей фантастики. Привёз ночью в спящий город пару самосвалов с мусором, вывалил на пустые улицы, здесь же поставил пару разбитых стареньких легковушек. Дождался, когда взойдёт солнце, и быстренько снимай, пока люди не проснулись и не вышли на улицу. Дёшево и сердито. Если не Москва – и того проще. Есть такие места, где доморощенный «апокалипсис» можно снимать вообще без декораций.

Что же касается настоящей, фантастической фантастики в первородном понимании этого жанра, где звездолёты, вторжение пришельцев и невиданные механизмы, – тут всё гораздо хуже. Вспоминаются только «Притяжение» и «Вторжение» Фёдора Бондарчука. Но эти фильмы пали жертвой неправильного позиционирования. Их рекламировали как мегаблокбастеры и упирали на спецэффекты. На самом деле это были молодёжные драмы «про любовь» с участием инопланетян. И если «Притяжение» ещё неплохо заработало, то «Вторжение» явно провалилось. Обмануть зрителя два раза одним и тем же фокусом мало кому удаётся.

Да! Был ещё скромнобюджетный «Спутник» про тварь, вселившуюся в космонавта и пробравшуюся на Землю в его теле. Про «оригинальность» сюжета можно спросить у создателя «Нечто» Джона Карпентера. Но он едва ли услышит шелест слов вашего вопроса.

Ну конечно, наделавший местечкового шороху «Аванпост», вышедший сначала на большом экране. А потом ещё и в виде сериала, чтобы уж «выжать из кисы ещё 50 граммов». Фильм опять же с претензией на блокбастер.

 

Танки идут на разведку

Шароверы – люди, считающие Землю шаром, – окончательно проиграли войну плоскоземцам. Именно такой вывод приходит в голову после просмотра этого шедевра от Егора Баранова и Ильи Куликова. Куликов – сценарист «Глухаря», «Мылодрамы», «Полицейского с Рублёвки», «Чернобыль. Зона отчуждения» и ещё кучи фильмов, звезда нашей сценаристики. А Баранов – режиссёр «Гоголя», «Ёлок последних» и «Фарцы». То есть люди опытные и точно не бесталанные.

Поначалу это довольно бодрый фантастический боевик. Картинка хорошая, компьютерная графика современная и не позорная. Мочилово знатное. Сюжет не слишком оригинален. В один момент вся Земля погрузилась во тьму, и всё живое в ней исчезло. Ну как исчезло – не подаёт признаков жизни. И только «Круг жизни» на европейской части России остался функционировать. Как обычно, повезло Москве. Ну не Америке же! Америке и так всё время везёт в американских фильмах. Дайте и нам повезти немного. И на краю этой Ойкумены, в Кирове, что-то происходит. А что именно, никто не знает.

Чтобы разъяснить эту сову, туда отправляют разведку. Знаете, кто идёт на разведку? Не догадаетесь! Танковая бригада! В полном составе – несколько десятков танков. Тут зрителю, который «в теме», впору разлить пиво и заорать. Подобной разведки мир не видел со времён Второй мировой. Ну и, разумеется, вся эта танковая бригада исчезает с концами. Ни крику, ни писку.

Командование почесало фуражки и решило – будем разведывать до последнего разведчика. И чтобы выяснить судьбу танковой бригады, в те края отправляют несколько пеших разведгрупп. В одной – актёр Фёдоров с журналисткой (куда ж разведке без журналистов?), в другой – Чадов с подружкой-медичкой. И понеслась телега под уклон.

Не знаю, какое отношение Куликов имеет к ментам, но мир «Глухаря» и люди в этом мире у него получились живые. Но о том, как устроена армия, он не знает ни-че-го! Это настолько заметно, что даже смеяться не хочется. Оборонительная тактика по-куликовски выглядит следующим образом. Готовясь отбивать атаку неведомых монстров, весь отряд вываливается за бетонный парапет и толпой ждёт, как парижские коммунары на баррикадах. Ничего, кроме стрелкового оружия, в арсеналах армии будущего нет. Верх тяжёлого вооружения – РПГ, и те в руках зомбей. На шапках бойцов видеокамеры размером с полшлема – чтоб удобнее было по кустам бегать. Разведгруппа несётся по лесам и городам толпой, чтоб если уж бабахнул кто по ним, то чтоб наверняка всех до единого уложить.

Остальные персонажи им под стать. Интеллигентный Лавроненко пытается корчить из себя боевого командира. С равным успехом он мог бы изображать из себя балерину. Нелепая тётка-подполковник ГРУ в исполнении Ксении Кутеповой решает судьбы мира, выговаривая слова с интонацией чат-бота из Сбербанка и дикцией, будто ей в рот напихали, пардон, три картофелины и запретили разжёвывать.

Впрочем, чадовская подружка-медичка мямлит ещё противнее. На молодую чавкающую и гнусавящую поросль российских актёров с изумлением поглядывает Лавроненко, у которого, похоже, последнего в этой плеяде лицедеев в программе был курс сценической речи. Остальным явно не хватило денег на логопеда.

Собравшиеся со всей страны медведи зачем-то атакуют блокпост. Зачем и каким образом – не объясняется. Просто мишкам захотелось. Главное, чтобы круто смотрелось, а смысл – дело шестнадцатое.

 

И всё-таки она плоская!

Артиллерию в этой армии будущего отменили, а авиация нужна исключительно для эффектного падения вертолётов. Поэтому мочить мишек и остальных врагов по ходу дела приходится методом «стреляйте, братцы, а-а-а!». Вся боевая часть построена по принципу зомби-трешаков – выходишь перед толпой (вооружённой толпой!), которая бежит на тебя, и лупишь от пуза, пока не кончатся патроны. А потом бежишь на крышу.

Манера общения среди бойцов спецназа напоминает всё тот же Голливуд, скрещённый с отрядами батьки Махно. Бойцы обращаются к командиру не иначе как «слышь, лейтенант, да хорош напрягаться».

И вишенка на торте. Нет, не вишенка – АРБУЗ! Знаете, как объясняется природа случившегося апокалипсиса? Инопланетяне облучили Землю из космоса специальными лучами. И все умерли. Но стрельнули они не очень удачно, потому что забыли про Луну. И Луна прикрыла от смерти своей грудью Москву. Тут впору от смеха уронить вторую бутылку пива. Получается, что на облучённой стороне Земли все умерли от луча, а с обратной стороны Земли все свалились в космос, потому что по жизни ходили вверх ногами! Ну или надо будет признать, что инопланетные вражеские лучи умеют огибать земную поверхность. Но тогда почему помешала Луна – непонятно. Для тех, кто во время уроков природоведения и физики в школьный туалет покурить не бегал, выглядит это дико.

Кончилось всё предельно сопливо. Но подвергнуть свой мир опасности вымирания, лишь бы остаться общечеловеком, – теперь так в кино принято. Это Шварценеггер без сантиментов уничтожал вражеских инопланетян на корню, а нынешним так низзя.

Ещё один момент. Многие комментаторы замечают, что фильм в визуальном плане копирует «Бегущего по лезвию», а в сюжетной идее – «Пятую волну». Но киноцитат тут намного больше. Например, режиссёр не постеснялся воткнуть в фильм прямую цитату аж из «Иванова детства» Тарковского в кадре «поцелуй над пропастью». Надеюсь, что это всё же именно цитата, а не плагиат. Грань-то тонкая.

В общем, дорого-богато, но совершенно бессмысленно. Правда, говорят, в сериальном варианте, растянутом на 6 часовых серий, всё намного логичнее и сюжетные дыры заткнуты. Тогда не понятно – на кого это рассчитано? Те, кто потратил два часа жизни на фильм и потом плевался, не станут тратить ещё 6 часов, чтобы посмотреть то же самое.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте