Давно такого не было, чтобы профессиональное сообщество разделилось на несколько лагерей и групп в своих комментариях призовой политики фестиваля «Кинотавр», который 25 сентября оповестил мирян о принятых решениях. Чулпан Хаматова как председатель жюри объявила, что распределение призов – это «шахматная партия». То есть фестиваль – это своеобразный спорт. Я с этим не согласен. И вот почему.
Раз фестиваль – это спорт, то фильмы надо проверять «на допинг». Но если мы начнём фантазировать на тему «кинодопинга», это нас далеко заведёт. Кто-то скажет: долой из соревнования фильмы с изображением алкоголя, кому-то покажется допингом слишком радикальная социальная проблематика или отсутствие хеппи-энда. Про голую грудь вообще молчу. Ведь всё можно отправить в спец- или закрытый показ.
Больше всего коллеги расстроены тем, что лидер ожиданий фильм «Капитан Волконогов бежал» режиссёров Натальи Меркуловой и Алексея Чупова получил всего лишь приз за лучший сценарий. Кто-то остроумно пошутил, что если бы авторы скрыли из титров и каталога фамилию режиссёра-мужчины, то Гран-при был бы обеспечен. Кто-то заметил, что приз фильму, где есть нравственный суд над методами правоохранительных органов 1938 года, не вписывается в «бархатную» призовую политику главного фестиваля отечественного кино. С другой стороны, прозвучало мнение, что и правильно, что не дали: слишком заэстетизированы бравые герои фильма в красных «шальварах». В любом случае фильм стоит посмотреть и принять собственное решение, тем более что в нём снимался лидер по количеству конкурсных и внеконкурсных фильмов актёр Юра Борисов. Он не подведёт.
Борисов остался без приза за лучшую мужскую роль во всех своих фильмах. Этой минуты славы удостоился актёр Павел Деревянко за работу в картине режиссёра-дебютанта в полном метре Евгения Григорьева «Подельники». Сюжет переносит нас далеко-далеко в сибирское поселение, где разворачивается криминальная драма, в центре которой герой – 10-летний мальчик, берущий уроки стрельбы у физкультурного учителя и по совместительству биатлониста, чтобы отомстить за убийство своего отца. Фильм основан на реальных событиях.
Я же призом за лучшую мужскую роль отметил бы Евгения Цыганова, который полностью преобразился в фильме «Медея» режиссёра Александра Зельдовича. Немногословный сексуальный мачо превращается в фильме в нервного короткостриженого «богатого буратино», в образе которого много самых разных красок: от характерных и лирических до страстных и трагических. В фильме он является любовником героини в исполнении Тинатин Далакишвили. Она живёт с ним в Италии, но отдельно. У него своя семья. У неё от него за 7 лет родилось двое детей.
Античный миф о Медее режиссёр переносит в современность, но делает это без спешки и воспроизводит его не полностью. Героиня в начале фильма послушная лапонька: заверяет зрителя, что готова встречаться со своим возлюбленным 2–3 дня в неделю, а нет, так 2–3 дня в месяц, а можно и в год. Судьба-злодейка в один прекрасный момент заставляет её убить брата, который из-за каких-то финансовых отношений с её любовником блокирует их выезд в Израиль, а это её мечта. Через год убийство становится теленовостью, и она признаётся в содеянном своему кавалеру. Он в шоке. Отношения напрягаются. Случай с героиней смахивает на клинический. Но актриса меня переубедила, её образ стал наполняться жизнью и страстью. Её преображение в фурию стало уже не клиническим эпизодом, а художественной правдой. Отношение со временем, «которое не вернуть назад», становится одной из мотиваций трансформации её образа. Героиня ищет, где же дно, перебирая разные способы падения, в том числе и сексуальный. Короче, советую этот фильм посмотреть. Помимо того что авторам есть что сказать, в фильме есть на что посмотреть. Иерусалим не открыточный, а очень неожиданный. Кадры один другого интереснее. Действие происходит не только на первом плане, есть второй, третий. Очень точная по эмоции музыка. За неё награду получил композитор Алексей Ретинский. Все остальные авторы остались без наград. А жаль.
Гран-при получил вернувшийся из вояжа в коммерческую киноиндустрию в артхаусную гавань Николай Хомерики и его фильм «Море волнуется раз». Актриса Ольга Бодрова, сыгравшая в этом фильме, получила приз за лучшую женскую роль. Действие фильма происходит в лесу, где молодые любовники находят домик и поселяются в нём на неопределённый срок, выясняя отношения. Делая это не без занудства. В лесу они находят избушку, где обитают Андрей Смоляков и Юлия Ауг. Как бы те же герои, только изрядно постаревшие. Фильм получает новую оптику. Некоторые коллеги обрушились на фильм и его награждение с клокочущим негодованием. Для меня, как я сказал, на первом месте стоит «Медея». Но раздражаться я бы не стал. Похоже, Николая Хомерики, которого открыл Каннский кинофестиваль, поощрили вернуться на тропинку авторского кино. Но надолго ли он вернётся? У него много маленьких детей.
А сейчас я прощаюсь с вами, дорогие читатели «Аргументов недели», до свидания, пока-пока.