> Московские театры открывают новый сезон - Аргументы Недели

//Культура 13+

Московские театры открывают новый сезон

№  () от 7 сентября 2021 [«Аргументы Недели », Сергей Сыч ]

Константин Хабенский на репетиции спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена». Фото Виктора Крамера

Московские театры с надеждой открывают новый сезон. Все соскучились по обычному человеческому общению, премьерам, репетициям. Художественные руководители театров Марк Варшавер (Ленком) и Сергей Женовач (Московский Художественный театр им. Чехова) рассказали о творческих планах нового театрального сезона.

Мюнхгаузен в Камергерском

Художественный руководитель МХТ Сергей Женовач сбор труппы провёл по-деловому и представил будущие проекты. Так, 16 и 17 октября на основной сцене состоится первая премьера сезона, которую ждали давно. Наконец-то Константин Хабенский представит долгожданный проект «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» по пьесе Виктора Крамера. Фантастический сюжет основывается на реальных событиях из жизни барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена, рассказах Р.Э. Распе и других авторов, посвящавших свои произведения приключениям барона из Боденвердера. Основой спектакля станет история о возможностях человеческой фантазии, способной преобразовать мир, дать свободу и счастье. Константин Хабенский в роли барона воспарит над реальностью и бытием, как когда-то это сделал на экране роскошный Олег Янковский в великом фильме Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». Для Виктора Крамера – режиссёра и художника, работать в острых, ярких, контрастных театральных жанрах не впервой. Его кредо – стихия свободы, фантазия, клоунада, розыгрыш и буффонада. Легендарное «сНежное шоу», спектакли Петербургского театра «Фарсы», постановки в Teatro alla Scala, в Большом и Мариинском театрах, театрализованные действа к 300-летию Санкт-Петербурга говорят сами за себя. Так что нас ждёт поистине мюнхгаузенское шоу, достойное главной театральной сцены страны.

Ноябрь в МХТ ознаменуется постановкой на основной сцене пьесы Венедикта Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» (режиссёр Уланбек Баялиев). Это его вторая работа в Художественном театре. В 2020 г. он поставил «Сахарного немца» по метафизическому роману Сергея Клычкова. Главные роли в «Вальпургиевой ночи…» сыграют Дмитрий Назаров и Игорь Верник.

Весной 2022 г. режиссёр Егор Перегудов представит своего «Сирано де Бержерака» Эдмона Ростана, репетиции которого скоро начнутся. В главных ролях Юрий Чурсин и Паулина Андреева. Художник спектакля – Владимир Арефьев. В прошлом сезоне Перегудов дебютировал на сцене МХТ спектаклем «Месяц в деревне» по пьесе Ивана Тургенева.

Апрель должен порадовать театр новаторской премьерой. Это мюзикл «Свет нового человека, или Второе пришествие Гагарина», что для драматического театра всегда событие и риск. Пьесу Вадима Воли ставит режиссёр и хореограф Олег Глушков. Музыку написал Роман Игнатьев, известный по таким музыкальным проектам, как «Анна Каренина» и «Граф Орлов». Представляя проект, Сергей Женовач выразил надежду, что в репертуаре МХТ появится яркий и новаторский спектакль – танцевальный, вокальный и пластический. В апреле увидим!

Режиссёр Михаил Рахлин представит на сцене свою версию романа Виктора Пелевина «Омон Ра». «Пелевин незаслуженно редкий гость в театре. А ведь он является выдающимся современным русским писателем, – подчеркнул режиссёр. – «Омон Ра» был написан в начале 90-х, его называют «прощанием с советским прошлым». Но мы понимаем сегодня, что это прошлое никуда не делось. Оно возвращается с новой силой, хотя и в ином облике».

Большой радостью для театра, по мнению худрука МХТ, станет возобновление работы с Юрием Бутусовым. «Мы вели переговоры с любимым Бутусовым, – рассказал Сергей Васильевич. – И я очень рад, что они увенчались успехом. Юрий Николаевич приступит к работе над пьесой Михаила Булгакова «Адам и Ева». Эта пьеса в прошлом сезоне прозвучала у нас на Малой сцене в рамках проекта «Память места» Марины Брусникиной». Теперь Юрий Бутусов представит роман Пелевина в новом, более современном прочтении.

МХТ продолжит традиционные литературные вечера, идеологом и режиссёром которых является Марина Брусникина. В их числе циклы «Память места», «Круг чтения». Первые посвящены истории и традициям Московского Художественного театра, вторые – знакомству публики с новинками отечественной прозы, поэзии, драматургии. Александр Семчев 30 сентября станет участником проекта Вадима Верника «Московские пятницы».

Кроме хороших новостей есть и грустные. Новый сезон ознаменуется снятием из репертуара таких кассовых театральных хитов, как «Идеальный муж» и «Карамазовы» Константина Богомолова и «Зойкина квартира» Кирилла Серебренникова. Об этом уже официально объявлено, и делается это якобы для того, чтобы освободить в репертуарной сетке место для новых спектаклей и сократить расходы театра по выплате авторских гонораров режиссёрам. Смешно!

Адекватная ли это замена – время покажет! Билеты на эти спектакли, как и на суперхит «Примадонны» (снят был в прошлом сезоне), были самими дорогими. Это были самые востребованные спектакли как среди зрителей, так и среди компаний и фирм, арендовавших их для своих корпоративных мероприятий. Остаётся надеяться, что в новом сезоне из МХТ не уйдут звёзды, на которых так «падки» зрители и бизнес и которых так усердно искал, приглашал, холил и лелеял великий Олег Павлович Табаков!

Ленком

Прежде чем говорить о премьерах нового сезона, руководитель Театра Ленком Марк Варшавер подытожил прошлый. Было выпущено четыре премьеры: «Поминальная молитва», «Доходное место», «Вечный обманщик», «Под одной крышей» с невероятными Татьяной Кравченко и Олесей Железняк. И что самое важное – спектакли живут в двух составах. «Для театра обязательно должны быть вторые составы, это очень важно. Зритель не виноват, если заболеет актёр, – объясняет Марк Борисович. – А ещё мы взяли в труппу новых артистов. Это известный актёр Алексей Маклаков, выпускница Щепкинского училища Сафия Яруллина и Андрей Миронов, сын Марии Мироновой, внук легендарного Андрея Миронова. Андрей назначен на главную роль в «Доходном месте», которую играл его дедушка, это очень символично».

До конца сезона Ленком планирует выпустить спектакль «Дальше – тишина» в постановке прекрасного режиссёра Леонида Трушкина. В советское время эта пьеса, в которой блистали великие Ростислав Плятт и Фаина Раневская, имела оглушительный успех. На ленкомовскую сцену тоже выйдут звёзды первой величины – Геннадий Викторович Хазанов и Наталья Максимовна Тенякова. «Этот замечательный спектакль делается для великих актёров, – подчеркнул Марк Варшавер. – В планах театра – работа Александра Молочникова. Сейчас он ведёт переговоры с несравненными Инной Михайловной Чуриковой, Александром Викторовичем Збруевым и Марией Мироновой. Героями этой постановки будут древнегреческие герои и мифы в условиях современности. Это очень необычная и очень своевременная постановка, и мы возлагаем большие надежды на эту премьеру».

Аплодисментами труппа встретила сообщение руководителя театра о том, что Александр Морфов поставит пьесу Николая Эрдмана «Самоубийца». Болгарский режиссёр дважды работал в Ленкоме, выпустил здесь «Пролетая над гнездом кукушки» и «Визит дамы». «Кукушка» до сих пор идёт с большим успехом. И уже сейчас ясно, что новую работу будут ждать с нетерпением и предвкушением.

Эксклюзивно «Аргументам недели» Марк Борисович рассказал о будущей премьере замечательного артиста Андрея Соколова. «Это будет пьеса «Люболь». Любовь и боль – большая любовь – это всегда боль, к сожалению. У одного из любящих бывает и так».

Не забыл театр и о 40-летии легендарного спектакля «Юнона и Авось». «Конечно же, мы скажем добрые слова о самом главном человеке, который поставил этот шедевр, – Марке Анатольевиче Захарове, – отметил Марк Борисович, – и о других создателях спектакля. Билеты раскупаются онлайн за 5–7 минут, это не преувеличение, это правда так. Я не знаю, есть ли у других театров такой бренд, который так быстро продаётся. У нас есть актёр, который сыграл все спектакли, – это Александр Андреевич Садо, единственный, кто поставил такой рекорд. Могу сказать, что этот спектакль на протяжении 40 лет удивляет. Он тонкий, музыкальный, поучительный! И мне кажется, он будет идти ещё многие годы.

В новом сезоне условия посещения театра остались прежними, заполняемость зала составляет 50%. Однако мы решились на эксперимент. И уже в октябре сыграем три спектакля «по новым правилам» – это будет 100%-ная загрузка зала при предъявлении QR-кода или ПЦР-теста. Посмотрим, какой будет результат», – отметил директор театра Ленком Марк Борисович Варшавер.

Так что Ленком готовит громкие премьеры и ждёт зрителей!



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте