Фестивальная жизнь, казалось бы, сокрушённая страшным вирусом, постепенно налаживается. Например, состоялся в этом году отменённый в 2020 г. Каннский кинофестиваль. С предосторожностями, без излишеств, но с традиционным представлением премьерных фильмов их авторами прошёл и недавно раздавший свои награды Выборгский киносмотр «Окно в Европу». В конкурсе особенно интересными оказались дебюты и вторые фильмы не всегда молодых режиссёров, которым иногда было что сказать, хотя формат полного метра кусался и не всем удалось с ним справиться.
Начну с фильма, отметить который сочло обязательным как большое жюри, вручившее ему главный приз под названием «Золотая ладья», так и представители гильдии киноведов и кинокритиков. Такое совпадение уникально в принципе. Речь идёт о фильме «Продление жизни» режиссёра Дмитрия Фальковича, который запомнился киноманам своим дебютом «Иванов», снятым в 2018 году.
В новой картине он ведёт автобиографическое киноповествование о своём существовании в кругу семьи, друзей и партнёров в Лондоне, куда слетелись многочисленные русские долларовые миллионеры – кто умножить свои капиталы, а кто просто их прожигать. И всем им, не принятым в закрытом английском высоком обществе с его строгой клубной иерархией, приходится довольствоваться компанией друг друга. Решительно нечем заняться жене Дмитрия, которая разнообразие жизни видит в оттенках вкуса красного вина, разлитого исключительно из декантера и прекрасно сочетающегося с перепёлками, или в прогулке через парк в салон красоты, чтобы сделать очередной маникюр. Она признаётся мужу, что уже ни к чему не стремится, томимая вселенской скукой, – разве что слетать в Москву. Московскую ностальгию испытывают и другие русские знакомые Дмитрия, а её кульминацией станет распитие хреновухи и прочих настоек с закусками из русского ресторана в доме у старого приятеля, когда Дмитрий докажет, что умеет не только строить кадр, но и, напившись, существовать в нём. Фильм отлично передаёт замкнутость пространства, в котором пребывает в Лондоне «русский дух», хотя в нём достаточно и экстерьерных съёмок. В том числе и поэтому его можно считать своеобразной этнографией русской жизни, которая свила себе гнездо в столице европейских островитян.
Так или иначе, режиссёр снял по форме любительский, а по существу весьма профессиональный художественный фильм. Как он сам признался, сложнее всего было отключить в себе математика, каким он является и по образованию, и по роду деятельности, потому что кино – вещь непредсказуемая.
Специальным призом большое жюри под председательством Ларисы Садиловой наградило режиссёра Рината Ташимова за фильм «Второе солнце» с формулировкой «За многообещающий восход», что соответствует статусу фильма-дебюта в категории «полный метр». Я бы тут поспорил с жюри, так как у фильма есть существенный недостаток: все эпизоды внутри новелл и сами новеллы можно переставить местами без потери смысла. Режиссёр в данном случае является и автором сценария. Видимо, этнографическая занимательность картины приглянулась членам жюри, приглянулась она и мне, но не более того. Речь в фильме идёт о бурной жизни далёкого села, в котором обитают сибирские татары. Экзотика в картине бьёт через край. Нарисовалась даже разряженная в пух и прах косящая под индианку стокилограммовая тётища, не лишённая при этом своеобразной грации в телодвижениях. Подчас не ясно, где реальность, а где фольклор, – настолько всё переплетено и фантастично.
А главный приз от имени Гильдии киноведов и кинокритиков достался фильму «Земун» режиссёра Эдуарда Жолнина. И это ещё один полнометражный дебют, в котором сыграл культовый и замечательный актёр Евгений Ткачук и отличился оператор Максим Эфрос. Благодаря работе последнего фильму прощаешь сюжетные нестыковки и не всегда оправданную вестернизацию действия. В центре фильма два брата, один из которых молится на своё богатство – стадо коров, а второй (Е. Ткачук), отсидев на зоне, приезжает на хутор хоронить отца. За рытьём могилы он застаёт брата, и оператор не отказывает себе в удовольствии сквозь покосившиеся кресты снять почти американские каньоны, а в других эпизодах это будут этнографические песчаные барханы или выжженные солнцем луга. Местный предприниматель хочет отобрать землю у братьев, так как в ней есть что-то полезное, но пока предлагает погасить долг продажей коров. Братья ссорятся из-за этого, и младший угоняет стадо в укромное место. А предприниматель, забыв про коров, от старшего требует дарственную на землю, угрожая расправой. Тут я испытал некоторое замешательство: зачем было тогда городить огород с коровами? Старший брат, уже испытавший на себе насилие, будучи раненым из-за взрыва, каким-то чудесным образом телепортируется к месту, где остановился на ночлег младший со своим стадом, и расстреливает подручных злодея предпринимателя, а потом, оседлав бандитский мотоцикл, несётся в сторону котлована, где тот что-то предпринимает и разбирается уже с ним.
Таким образом, с учётом призовой политики, фестиваль в Выборге в этом году проявил себя не только как «Окно в Европу» вообще и в русский Лондон в частности, но и как окно в мир русской провинции, которая так интересна и занятна, что глаз не отвести.