Аргументы Недели Культура 13+

Людмила Жильцова – прима из Ла Скала

, 11:05

Людмила Жильцова – прима из Ла Скала
Фото Ларисы Пащенко

Людмила Жильцова, бесподобное русское сопрано из уральского городка Бакала, уже много лет живет в Милане, где с 2000 года работает оперной певицей в легендарном театре Ла Скала, главной музыкальной цитадели Италии, оперной Мекке, властно притягивающей к себе лучших певцов со всего мира. Изумительный талант Людмилы Жильцовой сегодня принадлежит всему миру, но она каждый год неизменно приезжает в город Бакал, на родину, и явно не собирается забывать о своих уральских корнях. Сегодня мы продолжаем печатать рассказ примадонны о том, как ей удалось подняться на театральный Олимп:

— Когда я впервые приехала в Италию на двухмесячные курсы в туринской академии Della Voce, мой педагог по вокалу, известная певица Валли Салио, вдруг предложила мне пройти прослушивание в Миланской государственной консерватории имени Джузеппе Верди. А я до этого уже прошла прослушивание в Турине и чувствовала себя достаточно уверенно.

Путь в Театр

 Я понимала, что это было бы здорово для моей театральной карьеры — иметь на руках документ об окончании Миланской консерватории. Это, конечно, в том случае, если я все конкурсные экзамены сдам хорошо и поступлю. И потом, если даже сдам их неудачно, то все равно никто дома об этом не узнает, потому что о моих планах знали на тот момент только мои родители…

Эта консерватория была основана еще в 1807 году указом Наполеона, первый статут заведения был подписан лично вице-королем Италии Евгением Богарне. Консерватория с тех пор носит имя Джузеппе Верди, которому в свое время отказали здесь в приеме, как переростку. И главное, конечно, что Миланская консерватория приобрела свой престиж прежде всего благодаря симбиозу с театром Ла Скала. Учебное заведение, находящееся всегда в авангарде оперы и объединяющее в городе настоящих музыкантов, является для них местом реализации своих талантов.

Валли Салио (педагог Туринской академии) помогла мне записаться на прослушивания в Милане, собрать все необходимые документы. Я поехала в консерваторию в назначенный час сдавать несколько экзаменов. Какое-то время ждала результата. Волновалась, конечно. Вскоре мне позвонили из консерватории и сказали, что мне поставили восемь с половиной баллов по десятибалльной системе оценок.

А я на родине всегда была круглой отличницей. И конечно же, я расстроилась: почему не десять? А потом, когда я рассказала о своих переживаниях Валли, она меня тут же успокоила, сказала: «О боже, я тебя поздравляю! Ты даже не понимаешь, что случилось… У нас в Италии, тем более в Милане, больше семи баллов никому из частников не ставят…»

И действительно, мне потом подтвердили, что больше семерки никто в консерватории не получает, если приходит поступать как частник.

Людмила Жильцова – прима из Ла Скала

Фото Ларисы Пащенко

А я все переживала, невольно занижая свой результат. Мне тогда все же казалось, что он недостаточно высок. Примерно дней через десять получаю звонок из Миланской консерватории, и мне говорят прямо: не хотела бы я у них учиться? Если да, то мы тогда вас сразу же берем к себе на четвертый курс. И ничего больше мне сдавать не надо. Только, говорят, вы придите к нам и оформите необходимые документы, и мы вас сразу же берем на бюджет. Для меня это было очень важно…

То есть я деньги за обучение не платила вообще, пока обучалась там, ни разу — ни в консерватории, ни позже в Академии театра Ла Скала.

У меня от такого предложения, конечно же, состояние шока. Помню, позвонила родителям и говорю им, вот так и так, мне предлагают бесплатно учиться в Милане. И я могу сейчас ненадолго вернуться домой, а потом мне опять надо будет выезжать на Аппенины, потому что с октября начинается учебный год в Италии в консерватории. Я хорошо помню реакцию моего папы, он был такой счастливый: «Давай, дочка, давай…» А мама плакала в трубку: «На кого же ты нас покидаешь, Людмила. Куда ты уезжаешь…»

Русская примадонна

 И еще мне мама всегда говорила, что ты должна всегда пробовать и не бояться. Иначе потом будешь всю жизнь жалеть. Поэтому уже на момент возвращения в Россию (лето 1999 года) я оформила все документы на поступление в Миланскую консерваторию. И мне тут же выдали вид на жительство, сначала на полгода. Раньше с этим было проще. Тем более что я предъявила для этого бумаги из уважаемой всеми итальянцами консерватории. Сейчас, говорят, вид на жительство стало очень трудно получить, какие-то дикие очереди, все намного сложнее...

Приятные были волнения. Я сняла свою первую квартиру в Милане. И начала учиться на вокальном отделении с октября 1999 года. А Миланская консерватория и Ла Скала находятся друг от друга действительно очень близко. И естественно, у меня стали появляться мысли и желания прослушивания уже в театр. И поэтому я через год параллельно стала учиться и в консерватории, и в Академии при театре Ла Скала. Академия у меня была как оперная специализация. Туда не берут в принципе, если ты не учишься на последнем курсе или уже не закончил консерваторию. 

Постепенно консерватория и затем академия открыли мне концертные площадки города. И вообще всей Италии…

Если раньше, в России, учась в консерватории, мы просто сдавали экзамены, то в Италии каждый экзамен – это уже концерт. Все проходило в концертном виде, когда ты один на один стоишь перед публикой. Выходишь на площадку и поешь. И все зависит только от тебя. Постепенно тебя начинают видеть агенты, которые работают с оперными певцами.

А это получается площадка уже непосредственного приема на работу. Если ты понравишься разборчивым итальянским ценителям bel canto, ты останешься в команде. А если нет, то люди со временем уходят из профессии. Ведь далеко не все же становятся профессионалами. И диплом совсем не гарантирует тебе хорошего места работы.

Людмила Жильцова – прима из Ла Скала

Фото Егора Лазуренко

Академия при театре и консерватория, безусловно, открывают тебе первые концертные площадки и первые контракты, которые дают сначала не такие большие деньги, как в дальнейшем, если карьера сложится удачно.

Я безмерно благодарна своим первым педагогам и тому, что еще в музыкальной школе, с пяти лет, была приучена уверенно стоять на сцене.

Все в жизни бывает. Бывают удачные выступления. Бывают и не совсем удачные. Но я с детства себя всегда хорошо и уверенно чувствую на сцене. Такой концертный тренинг обязательно должен быть у артиста. И к тому же итальянцы очень тонко реагируют на выступление. Хорошо ли ты поешь или не очень… И при этом они истинные ценители оперы: любят ее и хорошо разбираются в ней. Публика хорошая в Италии. Мне нравится…

Первые контракты с театром Ла Скала у меня пошли после завершения академии, не считая стажировки во время непосредственно учебы. Мало кто знает, что этот театр — как большое предприятие. Весь мир видит в первую очередь выступления его артистов на сцене. А театр Ла Скала — это еще и авторитетная школа подготовки певцов, школа подготовки всего театрального персонала. Именно этим и занимается Академия совершенствования оперных певцов, и это лишь одна из образовательных программ Академии театра Ла Скала (Accademia del Teatro alla Scala).

На всех этапах подготовки постоянно идет такое просеивание, селекция…

Остаются лучшие. Им даются новые контракты и стажировки. Контракты со звукозаписью. Все, все проходит через них. Потом, если ты, например, оперный, это не значит, что ты 365 дней в театре находишься… Это значит, что ты еще и занимаешься с педагогом по вокалу, с педагогом по сценической речи, сценическому движению и пр.

Непрерывно идет какая-то продукция. И ты работаешь в большой системе и команде, которая называется театр Ла Скала. В том числе мы (певцы) выступаем в разных театрах, переезжая по всей Европе и участвуя в различных театральных фестивалях.

Людмила Жильцова – прима из Ла Скала

Фото Екатерины Симаковой

Когда случилась пандемия, а началось все ведь именно с Милана... Мы все, театральные, были в шоке. Нас закрыли, и мы сидели без работы с февраля 2020-го. В этот период я решила подать все мои документы на педагогическую деятельность и выиграла конкурс (конкурс проходит раз в три года, последний был в августе 2020-го) в Министерстве образования в Риме. Это конкурс на получение лицензии педагога. Ты должен предоставить абсолютно все свои документы, начиная с образования, стажировок, специализаций и полную выписку из трудовой книжки (в электронном виде). Мне дали очень высокий балл и я вошла в официальный реестр педагогов Италии. Не скрою, я очень рада этому. Я всегда хотела преподавать, но откладывала это на потом, так как (певцы поймут меня) для меня была важна свобода передвижения. Пандемия круто поменяла мои планы, и я подписала мой первый официальный госконтракт с Министерством образования Италии.

Теперь я еще учу талантливых подростков в артистическом лицее города Милана (уровень колледжа). Преподавать мне нравится. Зарплата достойная. Помню, как я сказала своей сестре, что нашим российским учителям нужно памятники при жизни ставить. Это я про их зарплату в первую очередь…

Ну а первые мои сольные выступления начнутся уже в сентябре и пройдут в Милане. Обязательно поделюсь с вами информацией через мои соцсети. 

Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события - Яндекс Новости

КЕ