С отступлениями от правил Новый экспериментальный театр Волгограда показал премьерные постановки «Оперы нищего». Смешалось всё.
Почти до последнего момента – до объявления дней премьерных показов я была уверена, что в НЭТе репетируют «Трехгрошовую оперу» Бертольда Брехта. Так и было официально заявлено ещё в марте. Но этот сумасшедший год путает всех и вся, подтверждая афоризм «Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах». В сухом остатке театр перенес премьеру с мая на июнь, что вообще против правил – летом театрам положено ехать на гастроли. Вместо «Трехгрошовой оперы» объявил о переработке пьесы Джона Гея. Жанром заявил мюзикл, хотя вживую в спектакле звучать три-четыре песни. А репетировавшего одну из главных ролей Олега Алексеева заменил на заведующего труппой Игоря Мазура. Причем, замена явно возникла в последний момент: в программке поверх отпечатанного Алексеева наклеили фамилию Мазура, хорошо что под «заслуженный артист России» попадают оба. Хоть и не дом Облонских, но смешалось всё.
«Оперу нищего» Джона Гея я не читала и постановок её не видела. Знаю только, что написана она была в начале 18 века и стала основой для сюжета знаменитой пьесы Брехта. Но представленная НЭТом постановка, на мой взгляд, и есть переработанная «Трехгрошовая опера». А несколько легендарных зонгов, звучащих в спектакле, только подкрепляют это убеждение. Может, режиссер Адгур Кове, репетировал-репетировал, да в конце концов, не стал замахиваться на Бертольда Брехта? Имеет такое право.
Уже в первые пятнадцать минут понятно, что администрация и худсовет театра решили дать возможность поиграть всему нэтовскому молодежному составу – в спектакле задействованы почти все живые актеры до 35 и немного плюс. Они и тешат свою удаль молодецкую песнями, танцами и музыкальными номерами.
Музыки в постановке много, и она – от Баха до Рахманинова и от «Led Zeppelin» до «Imagine Dragons» - благодаря музыкальному вкусу Ольги Булискерия, прекрасна. Кроме того, как я уже упоминала, звучат и знаменитые зонги Брехта и Вайля. Разве что аутентичный французский шансон в лондонском Сохо смущает. Но видимо, постановщики решили, что язык любви должен быть только французским.
Но для того, чтобы спектакль стал мюзиклом, а уж тем более «Трехгрошовой оперой», актеры должны уметь петь, танцевать и играть драму. Удалось это только Виолетте Койфман. Хоть персонаж ей достался не великой драматичности и не главный, она одна из немногих понимает, что играет. Вокальная подготовка позволяет ей достойно петь, хореографическая – двигаться, она умеет курить сигарету с мундштуком, говорить и даже держать паузу. Эффектно и без надрыва.
Остальные старались, но было трудно.
Разве что добавить за смелость можно Евгению Тюфякову. Отпетого, но обаятельного негодяя, вообще, играть трудно, да и театральная история знает ух каких Мэкки-Ножей - его представляли Андрей Миронов, Константин Райкин, в недавней версии – Константин Хабенский. В наших палестинах претендовать мог Олег Алексеев, но где его семнадцать лет. Пока даже Пичем - владелец фирмы «Друг нищего» на сцену не вышел.
И все же, нэтовскую «Оперу нищего» смотреть можно. Если у вас, как и у меня душа, как ни крути, чего-то просит, кроме потребления пищи и одежды, вечер в НЭТе – это хороший вечер в нашем провинциальном городе. Лучше и честнее большинства столичных антреприз.