Максим Милованов: Минин против «Чужого»
№ () от 1 июня 2021 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Борис СЕРГЕЕВ ]
А где же другие города? Неужели все современные сюжеты окончательно переехали в Москву? Каковы культурные перспективы за пределами МКАД? Чего не хватает Нижнему Новгороду и иным региональным культурным центрам, чтобы о них говорили, писали, снимали фильмы, ставили пьесы? Об этом мы спросили у Максима Милованова. Ответы оказались острыми, иногда не в бровь, а в глаз.
Ничто так не сподвигает к творчеству, как заказ
Многие наверняка слышали о прославленном городе Севилье. Именно на улицах Севильи происходили действия самых известных в мире опер и пьес. «Кармен», «Севильский цирюльник», «Звезда Севильи», «Каменный гость» – всего сто пятьдесят опер, а литературным произведениям вообще нет счета.
Пушкин, Моцарт, Верди, Бетховен, Прокофьев, Бизе, Россини, Бомарше, Мериме, Паизиелло, Шульц, Лопе де Вега – сотни гениев, многие из которых в самом городе никогда не бывали, посвятили Севилье свои труды. А почему? Потому что власти Севильи на протяжении многих сотен лет давали (и поговаривают, дают до сих пор) гранты всем писателям, драматургам, поэтам и композиторам, которые прославляют их город, создают ему ту самую «пресловутую» туристическую и инвестиционную привлекательность.
Не секрет, что большинство величайших шедевров культуры создано на заказ («Джоконда», например). Севилья практически из ничего создала о себе миф, вечную культурную легенду. Я бывал в Севилье, видел собственными глазами, как толпы туристов осаждают табачную фабрику, на которой якобы трудилась Кармен. Туристы ходят поглазеть на дворик, где якобы суетился Фигаро, толпятся в очереди на арену для боя быков, где влюбленный тореро Эскамильо якобы спел знаменитое: «Тореадор, смелее в бой…»
Почему бы властям Нижнего Новгорода (или иным региональным руководителям) не пойти проверенным севильским путем? Пусть объявят ежегодный тендер (только не трехгрошовый, а достойный, щедрый) и культнарод потянется. Пьесы, романы и даже оперы про Нижний точно появятся. И тогда постепенно, в строительных заборах люди начнут видеть не только дыры от украденных бюджетов, но и красоту.
Патриотизм – всегда в цене
Сколько уж довелось видеть разных стратегий, концепций, брендингов региона? Как только Горький стал Нижним, так началось (в других городах аналогичная история). Каждый новый губернатор или мэр норовит придумать нечто вычурное-ажурное, на свой вкус и цвет. Сам в юности участвовал в паре подобных «шабашей», но, повзрослев, забил.
Простой месседж к властям: нельзя ли, наконец, остановиться на чем-то конкретном? Лет на двадцать хотя бы! Кто же все-таки главный герой региона? Минин? Горький? Олень? Дятел? (для непосвященных: олень и дятел – возможные талисманы празднования 800-летия Нижнего). Лично для меня, при всем уважении к представителям фауны и писательского сообщества, главный герой очевиден – Минин (Пожарский контртемой).
Факт из разряда «капитан очевидность». Исторический вклад Минина в судьбу Нижнего и России ясен и понятен не только нижегородцам и россиянам, но и так называемым «врагам». Сам спрашивал у «врагов» – они знают и помнят Минина, даже чуть побаиваются. Тут как раз тот случай, когда бесхребетное заигрывание властей с эмоциональным историческим сообществом неуместно. Энергию уступок и компромиссов стоит обратить в разъяснительную работу «о практической пользе Минина» в контексте того, о чем сказано выше, – про Севилью.
Патриотизм – это выгодно! И материально, и стратегически. К тому же Нижнему Новгороду государством подарен национальный праздник, связанный с Мининым (и Пожарским), – День национального единства, 4 ноября. Как можно было упустить такую возможность и до сих пор не устроить вокруг этой даты главный патриотический «карнавал карнавалов», «фестиваль фестивалей» с эпицентром в Нижнем? Просто диву даюсь! Митинг и возложение цветов к памятнику – вот все визуальное действо в тот славный, праздничный день! Разве не так? Так! Это кошмар, позор, упущенный шанс, упущенная экономическая выгода, упущенный культурный прорыв!
Сколько можно создать фильмов, пьес, компьютерных игр, комедий, трагедий, картин, инсталляций, сериалов, перформансов на заданную тему и с Нижним Новгородом в центре сюжета? Полно! Вот вам и единственно правильное и экономически выгодное позиционирование региона. Патриотизм – единственное позиционирование, которое всегда в цене!
Минин против «Чужого», или Где он, крутой культзаказ?
Ретейлеры прекрасно знают – очень сложно перетащить привыкшую к определенному комфорту тусовку из одного места в другое. Перетащить сюжеты и мысли культурного истеблишмента из Москвы в Нижний (да и в иной другой регион) адски сложно, но возможно. Опять же, не изобретая велосипеда, обратившись к опыту предшественников. Не к севильскому опыту, а, к примеру, Лос-Анджелеса.
Мало кто знает, что на заре кинематографа такого понятия, как «Голливуд», не существовало. Да и места такого кинематографического не было. Голливуд – это задумка нескольких предприимчивых джентльменов (поговаривают, что они были из мафии) и нескольких чиновников муниципалитета Лос-Анджелеса, которые просто взяли и создали на непригодных для застройки холмах инфраструктуру для съемки фильмов. Вот кинематографический люд туда и потянулся. В Нижнем Новгороде полно подходящих холмов.
Холмов подходящих много, а вот супергероя губернатора, способного довести начатое до логичного завершения, пока не нашлось. Нынешний губернатор вроде старается, но, когда основная цель размыта – усилия тоже размазываются. Ему б стоило сконцентрироваться (если есть такое желание в принципе) на том, что было сказано выше, – на заказе для культурного сообщества, причем для сообщества не в масштабах Нижнего, и даже не в масштабах страны, а всего мира.
Что, скажете, не приедет к нам Ридли Скотт снять продолжение «Чужих» на фоне башен Нижегородского кремля? Да за приличный бюджет наденет маску, намажется антисептиком и примчится на космическом корабле «Прометей» вместе с самим Чужим! Понимаю, что фильм «Минин против “Чужого”» – это что-то на уровне бреда. Но… Минин, изгнавший «чужих» из страны, – уже не такой уж бред. А фигурка «Минина – победителя «чужого» на полке в магазине «Детский мир» – вообще не бред, а пропаганда наших национальных ценностей во внешний мир. Но опять же – нужен «супергерой», готовый взять на себя смелость формировать подобные заказы.
Пока в нижегородском (да и в любом ином региональном меню) нет блюда под названием «культзаказ». И так гонку с Москвой (я уж не говорю про остальной культурный мир) точно не выиграть. Намерений недостаточно, нужны конкретные дела и поступки. Москва – вечный, не спящий и не отдыхающий генератор «культурного кода». Кто-то из региональных руководителей должен, наконец, бросить вызов столице, сделав четкий, понятный (применительно к Нижнему – патриотический) культзаказ!