Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Волгоград → Культура № 9(753) 11 – 16 марта 2021 г. 13+

Каждый знает, что играет. В волгоградских театрах - премьеры

, 12:48

Каждый знает, что играет. В волгоградских театрах - премьеры
"Дон Кихот". Фото ТЮЗ

Едва на горизонте замаячили санитарно-ковидные послабления, как волгоградские театры грянули премьерами в надежде на возврат к истинным ценностям. Первыми отметились главные драматические – НЭТ и ТЮЗ. Хотя возврата к прежней довирусной жизни ещё не случилось, и действует пятидесятипроцентная заполняемость залов, поклонников талантов в ближайшее время ожидает поток новых спектаклей, билеты на которые раскупаются молниеносно.

Ту вуо фа ль американо

Самым-самым первым, пусть и с опережением только на один день, стартовал, конечно же, НЭТ. Было бы странно, если было бы по-другому. Для первой постановки этого года главреж Владимир Бондаренко выбрал мелодраму известного американского драматурга Нила Саймона. Плодовитый писатель прославился в 60-е годы прошлого века пьесами, которые гремели на Бродвее. В 70-е он писал их в год по одной штуке. Затем в качестве сценариста оставил заметный след в голливудском кинематографе. Прожил долгую жизнь, умерев на 92-м году в 2018–м от осложнений после пневмонии. Если бы на пару лет позже, не исключено, что сказали бы – от коронавируса.

«Брак по-американски», который в нэтовском варианте стал спектаклем «Такого лета больше не будет», - не самая известная пьеса Саймона. Во многих местах заметно влияние Чехова. Не удивительно, ведь Саймон почитал (во всех смыслах) нашего Антона Павловича. Есть в постановке и мертвая птица, которую погубил человек, и птицы, как символ свободы, и в перипетийных диалогах слышны чеховские ноты. Но если у нашего классика сила текста в подтексте, то у заокеанского всё по-американски. Если герой любит, так и говорит: люблю. Если встречается после долгой разлуки, то так и спрашивает: по какой причине ты семь лет назад от меня уехал? И соответственно, так же наши играют американскую жизнь - «Ту вуо фа ль американо!»

Он любит её, она расторгает помолвку, потому что любит другого, а у него девушка в Нью-Йорке, но на самом деле он любит не девушку, а её. Родители тоже выясняют, почему развелись, что связывало, а что разрушило их брак. К темнокожей служанке после семи лет разлуки возвращается муж. «Все только и делают, что душу друг другу изливают». Я вот тоже ни разу за морем не была, но глядя на американскую жизнь «сердце тешит привычная мысль – там такое же синее небо и такая же сложная жизнь».

Спектакль не мой, но сделан весьма интеллигентно. Большинству нэтовских поклонников понравится: есть и красивые мюзикловские номера, и сюрпризная сценография в конце, и пудровые пиджаки с красивыми платьями 50-х годов. Много любви и нелюбви, много поцелуев, на которых зал почему-то все время аплодирует. И несмотря на драматический финал, когда становится ясно, что это тот случай, когда все собрались вместе в последний раз и такого лета больше не будет, надежда на светлое будущее остается. По сегодняшней жизни этим стоит проникнуться.

В спектакле заняты заслуженный артист РФ Андрей Курицын, Сергей Викторов, Юлия Даютова, Екатерина Мелешникова, Евгений Тюфяков, Анастасия Фролова, Алена Кочеткова, Алексей Жидков, Ксения Посохова, Кирилл Завгороднев, Артемий Татаров, Дмитрий Гнацинский, Ирина Тимченко.

Мир, как никогда, нуждается в рыцарях

Главный режиссер волгоградского ТЮЗа Альберт Авходеев поставил высокую планку, объявив премьерой года «Дон Кихота». Всякий студент филфака или тот, кто брал книгу Сервантеса в зрелые годы, понимает, сколько смыслов записано в романе, кажущемся в юношеские годы сказкой. Изданий его так много, что по частоте они могут уступить разве что Библии. Интерпретаторов романа огромное количество, по мнению известного критика в нем есть ответы на все вопросы жизни.

Тюзовский «Дон Кихот» - это долг прошлого года, первый спектакль должны были показать в прошлогоднем ноябре. Но из-за того, что в театре многие актеры и сотрудники болели, по-настоящему репетировать его начали только в январе. Когда постановка только замышлялась, решили взять одноименную пьесу Михаила Булгакова, но по причине претензий правообладателя – наследника писателя, пришлось от этой идеи отказаться. Вариант романа для театральной постановки написали главный режиссер Альберт Авходеев и волгоградский журналист Владимир Апаликов. Ответственность колоссальная, представляю, как этот груз ощущали они. И честно говоря, очень хотелось, чтобы у них получилось.

Теперь, после премьерных показов, понятно, что спектакль стал событием театральной и культурной жизни Волгограда. Современное прочтение достойно высокой похвалы. Гротескно-музыкальная оболочка, вокальные партии напоминают лучшие ленкомовские традиции. Лично меня немного смутили микрофоны, которые есть у каждого артиста, но для этой версии, это, пожалуй, необходимость. К тому же радует, что ТЮЗ за последние годы оснастили хорошей техникой. Отличная организация массовых сцен, в которых занята практически вся труппа театра, постановка боев, драк и музыкальных номеров держит внимание зрителя все два часа сорок минут двух действий.

Отдельный восторг от работы художника Таисии Хижа. Костюмы отражают представленную эпоху, но не громоздки, чувствуется, что актерам в них хорошо. Рубище главного героя и его верного оруженосца вовсе не омрачают картину, благодаря массе глубоко продуманных деталей. Сценография статична, нет никаких богов из машины, но при этом актерам есть, где развернуться. Высокие трехъярусные декорации, в которых любая статика становится динамикой, прекрасный свет. На сверхзадачу работает каждый квадратный метр сцены в её трехмерном восприятии.

И конечно, главные проводники режиссерской мысли – актеры, которые играют, а не наигрывают. Собственно, сомнений, кто будет представлен в главных ролях, не было. Не исключаю, что имея в труппе два этих типажа, Авходеев и решился на «Дон Кихота». Конечно же, очень органичен Альберт Шайдуллов в роли Санчо Панса, во многом благодаря которому трагедия представляется как трагикомедия. Замечательная актерская эволюция Игоря Гришалевича от героев-любовников, сыграных с десяток лет назад, до рыцаря Печального образа. Он понимает, кого представляет! Разумнейший безумец, предпринявший не одну попытку обрести настоящую свободу и вытащить других из духовного рабства и пошлости. Если актеры прекрасны, то обязательно надо им говорить, что они прекрасны!

В общем, кто идёт в театр за смыслами и энергетикой для подпитки мозга – вам в ТЮЗ на «Дон Кихота».

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram

Реклама

20 идей