Аргументы Недели Волгоград → Культура № 7(751) 25 февраля – 2 марта 2021 13+

Артист волгоградского ТЮЗа отметил своё 75-летие

, 12:45

Артист волгоградского ТЮЗа Борис Павлович Кудрявцев 20 февраля отметил своё 75-летие. Так сложилось, что к своему солидному юбилею Борис Павлович стал исполнителем центральной роли в премьерном спектакле ТЮЗа «Черный апельсин» по пьесе молодого драматурга Д. Сидерос в постановке заслуженного артиста РФ Альберта Авходеева.

Кудрявцев играет Деда, вернее, прадеда, инвалида-колясочника, живущего со своей взрослой внучкой и правнуком-подростком. Вроде бы, в семье. Да что-то когда-то произошло в их отношениях, что заставило старика замкнуться в молчаливом протесте. Так он сидит днями, глядя в окно, спиной ко всем.

Спектакль начинается с трагического события: выбросилась из окна старушка-соседка. Это видел правнук Жека с друзьями, об этом узнаёт дед. Он помнил эту женщину с молодости, знал, что она осталась одна.

«Ты мне друг?» - неожиданно для правнука звучит его вопрос, а затем просьба купить лекарство и сделать ему  смертельный укол. Эти слова произносит не жалкий, немощный и озлобленный старикашка, да он, собственно, вполне еще силен, и голос звучен и крепок, ноги вот только подвели. Решение умереть приходит от унизительного, как ему кажется, положения помехи в доме, от уязвленного самолюбия и чувства собственного достоинства. Актер даёт основание предполагать, каким его герой был раньше деятельным и жизнелюбивым. А характером он и сегодня не слабый. Поэтому мальчишка не может деду отказать, тайно тренируясь ставить уколы на апельсинах.

Но когда у ребенка случается нервный срыв с высокой температурой, «смертник» осознает, что из-за своей гордыни и эгоизма мог склонить родного человека к убийству, душу, жизнь ему сломать. Он понимает, что нужен и должен жить. Это главное – быть кому-то нужным. В том числе и одинокой тётке - «выпивохе», что случайно привели в дом дети. Ей ведь тоже можно помочь, хотя бы общением, дружбой.

Проблема старости, одиночества – тяжелейшая для людей всегда и везде. Борису Кудрявцеву она тоже, естественно, понятна и близка как человеку и как артисту.

Уже 15 лет живет на малой сцене ТЮЗа спектакль «Уйди-уйди» по пьесе Н.Коляды в постановке И. Зубжицкой. Борис Павлович выходит на сцену в своём облике, со своей лысиной… Затем его усаживают на кровать, повязывают на голову платочек, на ноги натягивают шерстяные носки, закутывают одеялом. И вот вам бабушка-прабабушка Марксина, которой лет сто. Весь спектакль она сидит или лежит, произнося ну минимум три-четыре фразы. И между тем на сцене существует живой, разумный человек, который всё видит, всё понимает и на фоне происходящего вокруг «дурдома» тихо, насколько хватает сил, высказывается всегда в «самую точку». И ведь целая судьба прочитывается в старухе Марксине, как-то пережившей этот страшный 20-й век с голодом, холодом, войнами и проч. И о других – о родне своей из трех поколений – еще душа у неё болит… Вот такая роль.

Видевший спектакль автор говорил: «Я не думал, что так скупо и выразительно может сыграть бабку актер-мужчина» А чисто визуально именно так и выглядит древняя старуха уже почти без половых различий.

На сегодняшний день у Кудрявцева есть еще две роли – в спектаклях «Двенадцать месяцев» и «Морозко». Мало, но что делать! Борис Павлович не в претензии, он понимает, что репертуар детского театра выстраивается преимущественно на молодых. Теперь их время, и он желает молодым коллегам как можно больше разнообразной и успешной работы. Сам он был на сцене и героем, и комиком, и злодеем, наигрался всякой живности. Собак, к примеру. Их было не меньше восьми. Среди них любимый пес Хромой из спектакля «Прощай, овраг», оказавшийся одной из наиболее трагических фигур. Материал этой роли давал возможность сыграть целую судьбу живого существа, гибнущего от человеческой жестокости и высокомерия. Кстати, если верить не однажды проговоренному, он никогда не пожалел, что всю жизнь – без малого 50 лет – работает именно в ТЮЗе, именно в Волгоградском.

Борис Павлович, «Палыч» - как называют его чаще всего, считает себя коренным жителем города, хотя родился в Нижнем Тагиле. Туда, на Урал, был эвакуирован во время войны Сталинградский Тракторный завод, на котором работал отец. Тракторный район, с возвращением семьи в родные места, и по сей день – постоянное место проживания Б.П. Сначала - в детские послевоенные годы - в землянке, потом в коммуналке на три семьи, потом уже в отдельной маленькой квартирке. Нынешнюю получил от театра, там же, на Тракторном. Там была и школа, конечно, но главное – Народный ТЮЗ Дворца культуры завода, которым много лет руководила Любовь Ивановна Бондаренко, талантливая красавица-женщина. Выбора для Бори не было – только в актеры!

Кстати, в его подготовке к поступлению поучаствовал Эдуард Шестаков, тогда студент ГИТИСа, в дальнейшем один из первых режиссеров Волгоградского ТЮЗа. Борис поехал в Ленинград, где сразу был принят в ЛГИТМиК, на курс народного артиста РСФСР Л.Ф.Макарьева, одного из основателей Ленинградского ТЮЗа. Учеба проходила прекрасно, но…жить на одну стипендию нашему «провинциалу» стало невмоготу.

Здесь судьба сделала некий зигзаг. Студенту  посоветовали перевестись в Воронежский филиал института, к П. Монастырскому, известному главному режиссеру драматического театра им. М.Кольцова. Туда постоянно приезжали педагоги ЛГИТМиКа, и что было важно – студентов занимали в массовках и небольших ролях в театре, за что платили зарплату.

По окончании вуза можно было остаться в Воронежской драме, но главреж тогда уехал в другой город. И Борис решил отправиться по распределению, в Липецк. Там познакомился с заслуженной артисткой РСФСР Л.Е.Шапошниковой, которая уговорила переехать вместе с ней в Волгоград, где тогда создавался новый театр юного зрителя. До этого пришлось, правда, еще послужить в армии. И, наконец, судьба вернула в родной город. Так Борис Кудрявцев, через полгода после открытия Волгоградского ТЮЗа, стал его артистом, а ныне уже его «ветераном».

Он никогда не хотел уйти из этого театра, даже если случались «простои», или желаемые роли доставались другим. Считает: если режиссер тебя «не видит» - суетиться бесполезно, но каждому только  работой можно доказать, что ты чего-то стоишь. Так было, например, с ролью солдата Рубина в первом спектакле Ю.Котова «Горячий снег», на которую был назначен сначала другой артист. В результате Кудрявцев сыграл так пронзительно правдиво, что этот человек трагической судьбы помнится до сих пор, как и весь спектакль. А после случились сразу три смешных персонажа в «Скоморошьих забавах», и артист с удовольствием придумывал каждому веселые «примочки».

За прошедшие годы Борис Кудрявцев доказал, что может играть всё. Вряд ли сыграл всё, что умеет. Так «ещё не вечер». В любом случае, благодарная зрительская память сохраняет его Гатыня в лирической драме Райниса «Вей, ветерок», или учителя Томко в спектакле по чешской пьесе «Прежде, чем пропоёт петух». Интересно, что когда на читку пьесы были приглашены обучавшиеся в нашем городе чешские студенты, именно артист Кудрявцев показался им подходящим к роли совестливого учителя. Несмотря на то, что герой был намного старше самого артиста.

Огромным успехом у зрителей пользовалась французская комедия «Будьте здоровы» с бенефисной ролью служителя похоронного бюро, месье Антропоса. Каждое его появление на сцене вызывало в зале гомерический смех. Столь же остро реагировала публика на его мистера Аркати, способного возвращать на Землю представителей потустороннего мира, в комедии «Неугомонный дух».

Противоречивые чувства вызывал Начальник тюрьмы в удивительно острой пьесе С. Мрожека «Полиция». А в «Свадьбе Кречинского» А. Сухово-Кобылина артист сумел минимальными средствами, в двух появлениях на сцене создать зловещий образ несгибаемого чиновника Щебнева.

Можно и дальше перечислять его актерские работы – список велик. Можно вспомнить также, что он всегда был необходим в телевизионных постановках, когда-то очень частых на нашем местном ТВ.  «Пески», например, по А. Серафимовичу, «Записки следователя», «В окопах Сталинграда» по книге В. Некрасова, рассказы В. Шукшина и другие в режиссуре А. Высоцкого, И. Алферова, В. Менших.

Жизнь в театре – это не только роли, спектакли, гастроли. Это еще и человеческие отношения, дружеские связи, без которых невозможно существовать. Конечно, по молодости их было больше, когда живы были замечательные ровесники-актеры И. Рязанов, В. Тарасов, Л. Шлыков, А. Кашаев, А. Королев. С Анатолием Королевым Борис не только партнёрствовал, делил  одну гримерку, учил актерскому мастерству студентов ВГИИКА. Их связывала настоящая, глубокая мужская дружба, которой он предан и сегодня.

Как предан родному театру, нынешним своим молодым коллегам, которым всегда готов, если нужно, помочь добрым советом. Главный же его совет, которому он и сам следует – любить свою профессию, работать добросовестно и с удовольствием. В этом и есть счастье профессионала.

- Борис Палыч, а как вы переживаете ограничения по эпидемии коронавируса?

- Легко. Лишь бы не заболеть! Книжки читаю – с детства приучили. Сейчас, правда, в основном перечитываю.  «Дон Кихота» вспомнил, жду премьеру, сам в ней участвую. Ильфа и Петрова, Шолохова, Достоевского, Шаламова очень люблю. Детективы не читаю, мне скучно. Трудно бывает без общения, оно сильно сократилось, конечно. С удовольствием репетировал, теперь играю в «Черном апельсине» прекрасную роль.

Театр – искусство эфемерное. Спешите видеть артистов, пока они с вами и готовы играть для вас, для нас.

Пожелаем Борису Павловичу успехов на сцене в достойных его таланта ролях. Многие лета!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram