Иван АГАПОВ – один из ведущих актёров Ленкома. Он играл в легендарных спектаклях театра «Тиль» и «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», а число киноролей перевалило уже за 160. Многим он запомнился в последних ленкомовских постановках – «День опричника» и «Сны господина де Мольера», «Фальстаф и принц Уэльский». В марте в театре долгожданная премьера «Поминальной молитвы» (режиссёр восстановления – Александр Лазарев), где Иван Агапов сыграл одну из главных ролей. С актёром побеседовал журналист «АН».
– Какая сейчас атмосфера в театре после смерти Марка Захарова? Чего вы ждёте – чтобы всё осталось, как при мэтре? Или же ожидаете перемен?
– Это большая потеря для всех нас, потому что это был театр Марка Анатольевича. Авторский театр. Он создал коллектив, ставил спектакли. С одной стороны, наша задача – сохранить всё лучшее, что здесь есть, сохранить коллектив и спектакли. С другой стороны, надо двигаться дальше, не превращаться в театр-музей. Искать новых режиссёров, может быть, какие-то новые формы.
Сейчас очень ответственный период. Поскольку высокая планка была задана Марком Анатольевичем, то надо аккуратно подходить к выбору режиссёра и к репертуарной политике. Вокруг много коллег, которые очень пристально за нами наблюдают. Некоторые даже могут обрадоваться, если у нас случится какая-то творческая неудача. Работа движется по многим фронтам, уже вышло несколько спектаклей, идут репетиции других постановок.
– Все с нетерпением ждут знаменитую «Поминальную молитву», где в главной роли блистал Евгений Павлович Леонов. Его можно кем-нибудь заменить?
– «Поминальная молитва» – это спектакль-легенда, который был выпущен больше двадцати лет назад. Я играл в нём с самого начала… Да, Евгений Павлович Леонов – великий русский актёр, но в другом составе его роль играл Владимир Стеклов, и это были два совершенно разных спектакля. Говорили даже, что если хотите получить наслаждение от игры Леонова, надо идти на Леонова, если хотите получить удовольствие от спектакля в целом – надо смотреть со Стекловым.
Нынешнюю версию мы хотим посвятить памяти Марка Анатольевича, Евгения Павловича, Татьяны Ивановны Пельтцер и Александра Гавриловича Абдулова, роль которого сейчас исполняю я. Это будет, конечно, немного иной спектакль. Да, это постановка Марка Захарова, сценография, декорации, костюмы те же. Но душа спектакля, энергетика – это актёры. И они практически все будут другие. Главную роль репетирует Андрей Леонов и в другом составе – Сергей Степанченко. Они разные. Повторяю, у нас не стоит задача скопировать всё, что было. Даже когда при Марке Анатольевиче осуществлялись вводы на какие-то большие серьёзные роли, всё равно вносилась некая корректировка в режиссёрский рисунок и даже мизансценический.
– Поговорим о другом. Какие вы видите в нашем времени плюсы и минусы?
– Плюсы – скорость, динамика, информационная насыщенность, технический прогресс. А минусы – это продолжение плюсов. Потому что плюсы немного опустошают душу, и люди выхолащиваются, меньше становится доброты, душевности, взаимопомощи.
– Вы чаще общаетесь через соцсети или вам ближе общение вживую?
– Я и вживую общаюсь, и через соцсети. В «Фейсбуке», например. Мне просто интересно, чем живёт народ, какие темы людей волнуют. У меня в друзьях в основном люди творческие, связанные с кино, с театром. Делимся мыслями, проблемами, надеждами. Иногда я сам пишу какие-то посты.
– А в чём опасность глубокого погружения в Интернет, на ваш взгляд?
– Когда чего-то слишком много, это начинает быть не столько полезным, сколько вредным. Когда человек проводит целые дни в виртуальном пространстве, в этом ничего хорошего нет. И ещё получается такая анонимная безответственность. Благодаря соцсетям все стали большими специалистами практически во всех вопросах. Если раньше только в искусстве и медицине, то сейчас – во всём! И возможность безапелляционно и нагло высказать своё мнение, которое не очень компетентное и не идёт на пользу ни тем, кто его высказывает, ни тем, кто это читает.
– В кино и на сцене вы сыграли множество исторических персонажей. Так, в сериале «Ласковый май» – Михаила Сергеевича Горбачёва. Удалась роль?
– Думаю, да. Копировать его внешние данные было не так уж сложно – Михаила Сергеевича было много на телевидении. Мы же, артисты, ещё в какой-то степени клоуны-пародисты. У Горбачёва очень яркие речь, жестикуляция. Но моей задачей было не спародировать Горбачёва, а показать живого человека, не политического деятеля. Было много бытовых сцен: Михаил Сергеевич с семьёй на даче, он приходил на какой-то концерт этой группы «Ласковый май», вот они с женой на берегу речки… На трибуне я Горбачёва не играл.
– Вы записали для радио весь роман Фёдора Достоевского «Идиот». Каторжная была работа?
– Напротив, я получил большое удовольствие. Все считают Достоевского писателем мрачным и с болезненным надломом, но я, когда подробно читал «Идиота», обнаружил в нём такую бездну юмора, иногда саркастического и ядовитого, а иногда просто детского, когда просто смешно, без всяких подвохов. Да, он, как хирург, препарирует человека со всеми его страстями и болезненными порывами, но всё равно он любит всех своих героев. Он им сочувствует, он их жалеет. Я записывал «Идиота» где-то два месяца…
– Вы играете много – в Ленкоме и антрепризах. Как удаётся выучить эту бездну текста, есть какой-нибудь секрет?
– Всегда текст запоминается, когда он ложится на действие, когда ты знаешь конкретно, что ты делаешь в данную минуту, когда у тебя идёт взаимодействие с партнёром, какое-то физическое действие – тут я встал, тут сел. Но всё равно текст надо учить. Раньше у меня была собака, и она мне тоже помогала. Всякий раз на прогулке я рассказывал ей то, что удалось выучить. Она меня не перебивала, внимательно слушала и виляла хвостом. Мы прожили вместе лет 13 и хорошо понимали друг друга.