Руководители иркутских театров — о новых стандартах безопасности
№ () от 19 января 2021 [«Аргументы Недели Иркутск», Екатерина Санжиева ]
Кто-то по-прежнему говорит, что коронавирусная эпидемия убивает и культуру, а кто-то считает, что лучше хоть как-нибудь, чем никак. На счет новых правил работы театров в культурной среде нет единого мнения. Напомним, что Роспотребнадзор ввел ограничения — в частности максимальное число зрителей в театрах, кино и концертных залах теперь не должно превышать 25% вместимости зала.
Пока в Иркутске двери театров для зрителя были закрыты, в Москве, Петербурге и некоторых других городах в зале все-таки было разрешено занять половину кресел. Однако в ноябре 2020 года, когда вышли новые требования, и этим театрам пришлось снизить наполненность залов с 50% до четверти. Сетовали, что это «гибель культуры», но все-таки работали.
Действительно полу-, а теперь и на 75% пустой зал — это существенные финансовые потери, а многие театры и так еле-еле концы с концами сводят. Но, с другой стороны, немало тех, кто и малому рад: хорошо, что театры вообще имеют возможность продолжить работу, что актеры могут выходить на сцену, экономическая выгода в такой ситуации отходит на второй план.
Для иркутских актеров период разлуки со зрителем длился с весны. Еще в марте все областные учреждения культуры, в отличие от столичных, перестали давать спектакли в традиционном смысле и пытались что-то приспособить к онлайну. Таким образом, теперешний «урезанный» формат для иркутских площадок будет, так сказать, пробным шаром.
«АН» спросил руководителей иркутских театров и филармонии, как они относятся к новым стандартам работы. Смогут ли функционировать в контексте новой реальности и насколько непросто по всем правилам обеспечить безопасность зрителей?
«Наш театр открывается 16 февраля после длительного перерыва в десять месяцев, — говорит директор Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова Анатолий Стрельцов. — Показ спектаклей возобновляется по решению губернатора Приангарья. И это правильно, ведь лучше синица в руках, чем недосягаемый журавль. Мы ведем подготовку помещений к приему зрителей. Новые правила создают много сложностей. При всей моей любви к Роспотребнадзору работники ведомства не очень понимают механику нашей работы. Человек должен зайти в театр, раздеться, сесть на свое место в зале и при этом ни с кем не соприкоснуться. У нас три входа в зал, несколько раздевалок. Думаю, мы сумеем развести потоки людей. На входе мы, скорее всего, будем выдавать зрителям инструкцию о том, как перемещаться в театре, чтобы не создавать неудобства себе и другим. Проходы между рядами, видимо, придется расширить, а некоторые кресла демонтировать. Тогда каждый сможет подойти к своему месту, ни с кем не соприкоснувшись. Буфет, к сожалению, работать пока не будет. И самый сложный вопрос: как развести публику в антракте? Но мы это все продумаем. Всюду установим рециркуляторы, сегодня они установлены только за кулисами. Работники театра пройдут вакцинацию. Считаю, главное — это здоровье людей. Работать надо начинать, но с осторожностью. Сначала всех обезопасить, а уж потом танцевать».
Проблему 25-процентной рассадки «не самой главной» считает директор Иркутского областного музыкального театра имени Загурского Татьяна Мезенцева. У учреждения своя специфика. «В музыкальном театре, согласно рекомендациям Роспотребнадзора, которые вышли еще в июле 2020 года, надо исключить массовые хоровые сцены, — говорит Татьяна Никифоровна. — А у нас во всех спектаклях есть такие сцены. Кроме того, в оркестре обязательно должна соблюдаться дистанция между дирижером и музыкантами. Мы изготовили защитные экраны для музыкантов, играющих на духовых инструментах. Все остальные оркестранты играют в масках. Также необходимо приобрести дополнительное оборудование для того, чтобы обеспечить безопасность зрителей и артистов. Так что заполняемость зала — это только часть комплекса вопросов, которые надо решать. И мы, конечно, постараемся все организовать. Все это время мы, с перерывами на изоляцию, работали над новым мюзиклом «Декабристы». Все силы бросили на этот спектакль. Не терпится показать его иркутянам. Мы истосковались по аплодисментам. Сегодня артисты репетируют спектакли, готовятся к встрече со зрителями. Мы готовы работать даже при неполном зале».
«Открытие филармонии — это, безусловно, плюс, — считает директор Иркутской областной филармонии Ирина Касьянова. — Речь ведь идет не о заработках, а о том, что музыканты должны работать. А публика должна иметь возможность получать эмоции от прекрасных произведений. Вообще, катастрофа, что мы почти год были лишены зрительской аудитории. И это при том, что самолеты, например, летают без всякой «шахматной» рассадки, в торговых центрах полно народа. Считаю, что рекомендации Роспотребнадзора надо пересматривать. Ведь на наши концерты ходят взрослые адекватные люди, которые обеспокоены своим здоровьем. Люди с определенным уровнем культуры… Мы закупили рециркуляторы, тепловизоры, которые установим на входе. Прочистили всю вентиляцию, задали специальные режимы ее работы. Готовы обеспечить публике все меры безопасности. Хотя все это время наши исполнители работали, репетировали, давали концерты в онлайн-формате. Но музыканту важно, чтобы хоть пять слушателей сидели в зале. Он должен кому-то играть и петь, к кому-то обращаться. Ничто не заменит живой энергетики зала».