Юбилей выдающегося танцовщика Владимир Васильева в Большом театре
21 ноября 2020, 22:06 [«Аргументы Недели», Сергей Сыч ]
На Исторической сцене Большого театра России 22 ноября 2020 в рамках его юбилейного фестиваля в честь народного артиста СССР В.В.Васильева Татарский академический государственный театр оперы и балета им.М.Джалиля представляет московскую премьеру спектакля на музыку Реквиема Вольфганга Амадея Моцарта «И воссияет вечный свет» для солистов, хора, балета и оркестра в постановке и с участием народного артиста СССР, выдающегося танцовщика, хореографа, актера, художника и поэта Владимира Васильева. Музыкальный руководитель - главный дирижер театра Ренат Салаватов, хормейстер – Любовь Дразнина. Сценографию спектакля создал Виктор Герасименко (Москва).
Как и Месса Баха Си минор Реквием Моцарта не так часто исполняется, хотя частично, особенно Laсrimosa, звучит во многих фильмах и спектаклях. Театральное же воплощение этого великого творения – первое за более чем двести лет его истории. Владимир Васильев, давней мечтой которого было поставить его в театре, выступил в этом спектакле режиссером и хореографом, в спектакле звучат его стихи, а в оформлении сцены задействована его живопись. И сам он на сцене – главный герой.
«Я не знаю, к какому жанру можно отнести этот спектакль. Для меня это неважно. В нем - синтез разных видов искусства, объединившего все силы музыкального театра... И в то же время, это не опера-балет, потому что невозможно разделить это музыкальное целое на отдельные составляющие, даже сложенные вместе. Реквием Моцарта для меня – не только гениальное творение великого музыканта, создавшего траурное прощание с миром и обретающего вечный покой. Это - исповедь Художника-творца, раскрывающая глубины и поднимающаяся на высоты человеческого духа…Это - гимн жизни созидающей!», - рассказывает Владимир Васильев, который выступит в этом спектакле в роли его главного героя.
Специально для постановки были создано грандиозное конструктивное решение сцены. Кулисы сцены оформлены в виде пилонов, что создает ассоциацию с храмом. «Мы неслучайно выбрали такой образ: с одной стороны, Реквием в какой-то мере – это музыка храма; с другой стороны, сцена для главного героя – это его творческий храм», - говорит художник-постановщик Виктор Герасименко. Важным элементом декорационного решения являются огромные зеркала. В оформлении используется компьютерная графика, созданная Эриком Исламовым (Москва), с использованием живописных работ Владимира Васильева. Художник по свету – Айвар Салихов (Москва).
Один из ключевых героев премьеры - хор театра. Наверное, впервые хор исполняет «Реквием» наизусть. «Постановка Владимира Васильева придала вокальному исполнению новые сложности: здесь артисты хора не статичные певцы, а активные участники процесса. Совмещать виртуозное пение с активной жестикуляцией, перемещениями по сцене, синхронной сменой поз — это трудно. Но как интересно! Как это разнообразит возможности хора и повышает его мастерство», - считает хормейстер Любовь Дразнина.
«Владимир Васильев - невероятно требовательный к себе мастер! Его постановки, осуществленные на сцене нашего театра - «Даруй нам мир» на музыку Мессы си минор И.С.Баха и «И воссияет вечный свет» на музыку Реквиема В.А.Моцарта - представляют собой синтез жанров. Они стали своего рода вызовом для театра. Но именно благодаря сложности и нестандартности задач работа над ними была художественно интересной, а результат – впечатляющим», - убежден директор театра Рауфаль Мухаметзянов.