Аргументы Недели Нижний Новгород → Культура № 40(734) 14–20 октября 2020 13+

В Нижегородском «Арсенале» проходит выставка работ номинантов премии «Инновация»

, 11:36

Пятнадцатилетие премии «Инновация» получилось несколько скомканным из-за пандемии коронавируса. Но подведение итогов и вручение премий все равно состоялись. Из-за ограничений, наложенных на проведение массовых мероприятий, организаторы не смогли провести все запланированные до присуждения премии мероприятия, поэтому было решено не выбирать победителей среди участников «финала», а наградить всех номинантов премии.

21 августа в Арсенале состоялось подведение итогов и вручение наград. Торжественная церемония проходила на стыке онлайн- и офлайн-форматов. В нижегородском Арсенале смогли лично встретиться номинанты и представители художественного сообщества, а зрители со всего мира в реальном времени наблюдали за ходом церемонии. Всего в шести номинациях («Художник года», «Новая генерация», «Куратор года», «Региональный проект», «Образовательный проект», «Проект года») премии были присуждены десяти художником, одной арт-группе, пяти кураторам и четырнадцати выставкам и проектам.

После вручения наград в нижегородском Арсенале открылась выставка номинантов премии. Естественно, на 2000 квадратных метрах выставочных площадей разместить все работы победителей премии было невозможно.

Выставочная программа «Инновация-2020» занимает все 2000 кв. м экспозиционной площади Арсенала и включает восемь персональных выставок художников, чьи работы представлены в номинациях «Художник года» и «Новая генерация». С проектами из других номинаций можно познакомиться на сайте премии и в каталоге.

Все восемь представленных в Арсенале художников очень разные, и по большому счету у каждого свой зритель. Но в качестве объединяющего принципа всей выставки можно назвать разнообразие источников вдохновения авторов.

Работы Анастасии Потемкиной – графика, объекты и видео, образующие в пространстве единую инсталляцию «Когда цветы не отбрасывают тени», посвящены миру естественной «сорной» («рудеральной») флоры как отражению проявляющихся в мире постчеловеческих отношений. Как утверждает куратор выставки Андрей Паршиков, «…здесь описывается мир, где откровения соседствуют с научным методом, а рисунок перемещения листвы в течение дня равнозначен телесным человеческим жестам; где равны все органы восприятия, а их синтез становит не возможностью, а данностью».

Источником вдохновения Ивана Горшкова, напротив, стал вещный мир человеческой цивилизации. Его композиция «Фонтан всего» – масштабная инсталляция, в которой авторские скульптуры и объекты причудливо соединены с бытовыми предметами и игрушками, превращая пестрые образы повседневности в монументальную форму.

«Мне всегда хотелось быть художником, который может свой язык транслировать через что угодно: нарисовать картину, отлить скульптуру, найти что-то на улице, – и чтобы это все могло каким-то образом встроиться в язык», – объясняет Иван Горшков свой творческий метод.

Совсем по-иному преломляется окружающий вещный мир в работах художника Владимира Кожина. Это выполненные увеличенные изображения чайника, лампочки, лезвия безопасной бритвы, рубашки, выполненные из черной резины.

«В этом материале я вижу ряд неоспоримых достоинств, – признается Кожин, – которые меня бесконечно устраивают. Прежде всего – доступность и дешевизна. А еще пластичность и легкость в обработке. Резина имеет благородный черный цвет “Квадрата” Малевича с оттенком различных материалов: сырой нефти, угля, кожи, металла, мемориального гранита. … Кроме того, резина имеет свойство изменять (дополнять) смысл и содержание скульптурного объекта: снижает пафос и агрессию, подчеркивает телесность, выявляет природный биологический аспект».

У Ивана Чемакина предметом художественного исследования является не весь окружающий вещный мир, а его локализованная в 1990-х годах и детском восприятии выборка.

В своей работе «ДОБ-2 – Добыча Обезьян» художник представил переосмысленные детские воспоминания о начале 1990-х годов. Для трех разделов экспозиции – «Вечеринка в овраге», «Сушилка», «Город» – были разработаны авторские макеты, формирующие собирательный образ девяностых.

Теме 1990-х посвящены и работы художницы Данини (проект «Диск (Д:)»), которая исследовала образы из политической жизни России того времени (расстрел Белого дома; объявление Ельциным по телевизору о своей отставке) и повседневности. Магистральную линию проекта задавала серия «Окна»: гобелены и живопись были решены в эстетике операционных систем Windows 95 и Windows 98.

Интерес к современным технологиям пронизывает и творчество Дмитрия Морозова, представленного экспозицией «Интерфейс происходящего». У него предметом художественного исследования стала не только эстетика современных устройств индикации и роботизированных технических артефактов, но и сама их деятельность. Работы Дмитрия Морозова не только откликаются на современную картину мира, но и конструируются посредством современных технологий, а их машинерия обладает собственной визуальностью и звучанием.

Инсталляции Морозова помаргивают светодиодами, жужжат сервомоторчиками. Причем за внешними проявлениями стоит срабатывание настоящих датчиков: счетчика Гейгера (проект Drop), датчика движения воздуха (проект «На последнем дыхании»), инфракрасного датчика в совокупности с периодически срабатывающей индукционной катушкой (проект Guest, посвященный теме падения на Землю метеоритов).

Тема социального стала предметом исследования и основой творческого метода Екатерины Муромцевой. Ее проекты представляют собой слепки впечатлений от мест, встреч, событий, социальных контекстов. Важным компонентом художественной практики Муромцевой является педагогика как форма коммуникации с отдельными людьми и сообществами. Экспозиция ее работ «Лучше хором» включает в себя произведения жителей и сотрудников домов престарелых, с которыми Муромцева на протяжении нескольких лет занималась искусством.

«Мне интересно рисовать с бабушками и дедушками, а им интересно петь, – комментирует Муромцева – Поэтому они учат меня частушкам, а я их – акварели. Мы обсуждаем классическое искусство, а затем задаем вопросы современному. Создаем “Наш ответ Кабакову, Булатову, Пепперштейну”».

Ну и гвоздем выставки стали работы Павла Отдельного (проект «Промзона»), которые заслуживают отдельного и подробного рассказа. Он будет опубликован в следующем номере.

А выставка в нижегородском Арсенале будет работать до 17 января 2021 года. Причем по средам вход на выставку бесплатный для всех желающих.

 

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:

«Одной из главных задач конкурса “Инновация” и всего ГЦСИ была и остается поддержка художников. Именно поэтому в этом году, в новых сложных условиях, при подготовке выставки мы приняли решение сосредоточиться на двух номинациях, в которых представлены именно художники – и молодые, и заслуженные. Впервые в истории конкурса их творчество представлено так масштабно, и мы надеемся, что зрители оценят этот эксперимент». 

Алиса Савицкая, куратор, руководитель отдела художественных проектов Волго-Вятского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал):

«Премия “Инновация” является одним из важнейших профессиональных событий в российском современном искусстве и незаменимым источником информации о новейших художественных тенденциях. К сожалению, из-за сложившейся эпидемиологической ситуации в этом году мы не можем представить все проекты-номинанты в выставочном формате, поэтому решили сосредоточиться на сольных художественных проектах. Все восемь выставок очень разные: музейная ретроспектива, пространственная инсталляция, исследование, партиципаторный проект и т. д. Уверена, что каждый из наших зрителей в этой выставочной программе найдет что-то интересное».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram