Аргументы Недели Нижний Новгород → Культура № 37(731) 23–29 сентября 2020 13+

Нижний рискует упустить реальный шанс стать художественной столицей России

, 15:16

В последние годы власти много сделали, чтобы превратить Нижний Новгород в культурный центр российского значения. Здесь проводятся разнообразные фестивали и форумы, на которые приглашают российских и мировых знаменитостей. Грядущий юбилей – возможность закрепить этот статус. Но решение ликвидировать самостоятельность Выставочного комплекса ставит под угрозу реальные шансы нашего города стать центром художественного процесса российского значения.

Это не региональная проблема. К сожалению, это проявление общего тренда. В Москве Союз художников как профессиональный орган, объединяющий деятелей изобразительного искусства, уже лишили почти всех выставочных площадей. У них остался третий этаж ЦДХ, но как только Третьяковка закроется на реконструкцию, эти площади станут использовать для демонстрации ее экспозиций.

В этих условиях Нижний Новгород мог бы стать центром художественной жизни не только Приволжского федерального округа, но и всей России. Задел для этого есть. В празднование 400-летия победы Нижегородского ополчения в 2012 году в Нижнем состоялась Всероссийская художественная выставка «Единение», организованная совместно с Союзом художников России. Для ее проведения был выделен президентский грант.

Нижний заслужил эту выставку не только как родина ополчения Минина и Пожарского. Межрегиональная выставка «Единение» проводилась в нашем городе с 2007 года, и на нее привозили работы художники из более чем двух десятков регионов.

Наконец, художественная выставка «Большая Волга». За эту выставку дерутся все города Приволжского федерального округа. Но только в Нижнем Новгороде есть площади, которые позволяют делать эту выставку наиболее масштабно и наиболее полноценно. И поэтому «Большая Волга» в Нижнем Новгороде проходила уже четыре раза – больше, чем в каком-нибудь другом городе ПФО.

Первую выставку уличных художников – стрит-артовцев (она называлась Сrosspoint) в Нижегородском государственном выставочном комплексе показали десять лет назад – в 2010 году. Стрит-арт тогда был в андеграунде – его основоположники бегали от милиции, прятались по углам и не хотели светиться, себя показывать. И на этой выставке они впервые публично представили свои коллекции, своих экспозиции. Была безумно интересная выставка.

Причем на свою деятельность Выставочный комплекс зарабатывает деньги самостоятельно. Государство финансирует только содержание комплекса и зарплаты немногочисленным сотрудникам. Все расходы на проведение выставок, работу дизайнеров и оформителей оплачиваются из внебюджетных источников.

Имея такие возможности и уже сложившуюся репутацию, Нижний Новгород мог бы на время реконструкции Третьяковки стать чуть ли не главной выставочной площадкой профессионального художественного сообщества России. А освещение этих выставок неизбежно привлекало бы внимание и к нашему городу, что в преддверии юбилея становится особенно актуально: значимость праздника тем больше, когда праздник проводится не просто «для своих», но и для гостей, взгляд которых на юбилей становится своеобразным зеркалом, в котором отражаются действительно значимые вещи. Ну… в той мере, в какой организаторам праздника удалось этого добиться. Потому что юбилей местного значения, о котором почти никто не знает за пределами Нижегородской области, не сильно отличается от рядового Дня города.

В последние годы немало сделано для того, чтобы оживить культурную жизнь Нижнего Новгорода. И это не только проект «Культурный район», запущенный совместно нижегородским Арсеналом и администрацией города. В Нижнем прописались всероссийский кинофестиваль «Горький fest» и международный фестиваль аудиовизуального искусства Intervals, международный фестиваль веб-сериалов Realist Web Fesт, международный ночной фестиваль музыки на открытом воздухе «Опус 52» и так далее. Список можно продолжать. В нем есть мероприятия, интересные широкой публике, и мероприятия для знатоков и ценителей.

Почему чужим на фоне всего этого праздника оказалось именно профессиональное изобразительное искусство, можно только гадать.

Но и за пределами предъюбилейной и юбилейной повестки ценность Выставочного комплекса для культурной жизни Нижнего Новгорода не подлежит никакому сомнению. В триаде «галереи – выставочный комплекс – художественный музей» выставочный комплекс занимает центральное место.

Художественный музей находится на вершине этой пирамиды. Главной миссией художественного музея является собирание, комплектование, изучение и демонстрация произведений изобразительного искусства в их историческом аспекте. Музей может брать на себя какие-то функции по показу творчества отдельных художников или их объединений. Но это не его основная функция. Основная функция художественного музея – это собирать, изучать, хранить и демонстрировать. Причем музейная коллекция формируется по принципу эталонности. В музей попадает не абы что, а предметы искусства, которые прошли проверку временем, определенные уровни экспертизы. Поэтому в музее оседает лучшее из того, что в постоянном потоке экспонируется на выставках.

Но зато Выставочный комплекс показывает художественный процесс таким, как он происходит. Это зеркало, в котором профессиональное сообщество может увидеть свои успехи и неудачи. Это площадка, на которой открываются новые таланты, чьи работы позднее, вполне возможно, займут место в музее. Но для этого художника должны заметить и оценить.

Так, в Выставочном комплексе прошла первая выставка Павла Отдельнова еще той поры, когда он был студентом, а сегодня он признанный художник российского уровня. Самый молодой член-корреспондент Российской академии художеств Александр Купалян (избран в академию в июне 2019 года в возрасте 37 лет) тоже впервые выставлялся в Нижегородском выставочном комплексе.

Можно успокаивать себя тем, что талант пробьется сам, но расхожая поговорка далеко не аксиома. И множащиеся художественные галереи тоже не могут в полной мере заменить Выставочный комплекс. Они рассчитаны на коммерчески востребованное искусство. И если картины уже ставшего модным художника могут хорошо расходиться и через галереи, а значит, галерейщики будут заинтересованы в организации его выставок, то первый шаг к известности там сделать очень трудно.

Ну и, наконец, художникам как профессиональному сообществу для своего творчества необходима не только мастерская, холсты-кисти-краски, но и общая площадка, где они могли бы оценить себя глазами широкой категории зрителей, а не соотнести свои работы со вкусами покупателей.

Перепрофилирование площадки Выставочного комплекса нанесет серьезный ущерб для профессионального художественного сообщества Нижнего Новгорода и частично – всей России. А также негативно отразится на культурной жизни города. Насколько это компенсируется расширением возможности для экспонирования коллекций художественного музея на время его реконструкции – большой вопрос.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram