В списке территорий, признанных центрами народных художественных промыслов, 64 позиции. Реестр утвержден специальным распоряжением российского правительства. Нижегородская область занимает первое место по разнообразию НХП. На втором – Московская область.
Роль НХП
Для понимания: в регионе местами традиционного бытования НХП являются 27 муниципальных образований, что больше половины территорий, входящих в Нижегородскую область. В Московском регионе, занимающем второе место, таких муниципальных образований всего шесть.
Генеральный директор Фонда развития народных художественных промыслов Нижегородской области Николай Смирнов поясняет, что развитие промыслов было связано с рискованностью занятием сельским хозяйством в регионе, особенно на севере. Собранный урожай обеспечивал потребности месяца на три-четыре, и население нашло выход в продаже того, что произведено собственными руками. В годы советской власти и постсоветское время нижегородские НХП стали неотъемлемой частью региональной экономики, и с этим нельзя не считаться. И продукция народных художественных промыслов есть буквально в каждом жилище нижегородцев, что подтверждают данные опроса, проведенного некоторое время назад Фондом развития народных художественных промыслов Нижегородской области.
Заместитель директора департамента развития социально значимых товаров Минпромторга России Лилия Нургатина отмечает особую роль Нижегородской области в сохранении и приумножении духа старых мастеров: «Осмысленный подход ко всему, в том числе к развитию художественных промыслов, – это одна из основных черт нижегородцев. Мотивированные, глубокие, профессиональные люди формируют смыслы для всей России в этой области. Другим регионам остается брать пример».
Притом что ни один промысел в регионе не утрачен, с 2000 года закрылось порядка 18 предприятий НХП, говорит Смирнов.
Падают объемы продаж и доли рынка, Нижегородская область по этим параметрам занимает третье место по России после Московской области и Дагестана. Фактически без помощи государства нижегородским промыслам выживать тяжело, если вообще возможно. Директор департамента инвестиционной политики, внешнеэкономических связей, предпринимательства и туризма Нижнего Новгорода Илья Лагутин отмечает тяжелую ситуацию в НХП и утверждает, что необходимы дополнительные меры поддержки как предприятий, так и мастеров.
Государство думает об НХП
Замглавы Минпромторга России Гульназ Кадырова сообщила, что за время пандемии продажи продукции НХП сократились на 70%. Часть предприятий переориентировалась на выпуск товаров для профилактики заражения коронавирусом, но это временная мера, да и возможность такая есть не у всех. Поэтому правительство России, и Минпромторг в частности, разработало ряд мер поддержки. Так, НХП в текущем году будет выделено дополнительно 250 млн рублей. Отрасль внесена в перечень наиболее пострадавших от пандемии. Смягчены критерии отнесения к предприятиям НХП. Есть подвижки в сфере защиты интеллектуальной собственности в отрасли и сохранения уникальных традиций. Соответствующие поправки в законодательство внесут в Госдуму до конца года.
Совместно с регионами реализовываются программы, призванные дать импульс развития НХП и привлечь к отрасли внимание инвесторов. Разрабатывается бизнес-модель функционирования народных промыслов.
Дому промыслов – быть
В Нижнем Новгороде планируется открыть Дом народных художественных промыслов, перепрофилировав в него нынешний магазин «Художественные промыслы» на Большой Покровской. Будет расширен музей истории НХП, который переедет с нынешнего четвертого этажа на первый и второй, ныне действующий Технический музей пополнится экспозицией о кустарных промыслах и их роли в становлении города и региона как промышленной территории; магазин сохранится, кроме того, в Доме НХП появятся пространства для проведения мастер-классов по народным промыслам.
Зампредседателя правительства Нижегородской области, региональный министр культуры Олег Беркович отмечает важность инициативы в связи с 800-летием Нижнего Новгорода: «Сувенирную продукцию будут увозить с собой гости города. При этом знаковой площадкой станут “Художественные промыслы” на Большой Покровской. Концепцию обновления этого здания планируется разработать в год юбилея c опорой на лучшие советские практики и с учетом всех современных требований дизайна и маркетинга».
НХП в онлайн
Мало того что в интернете едва ли не у каждого предприятия НХП есть сайт, в августе прошел виртуальный фестиваль ножевого промысла «Ворсменский клинок». Он стал первым в России подобным мероприятием. Проект победил в конкурсе грантов Российского фонда культуры в рамках нацпроекта «Культура». Фестиваль прошел при поддержке регионального правительства и администрации Ворсмы. Организаторами стали военно-патриотический центр «Вымпел-Городец», производящая ножи компания «САРО», команда фестиваля «Русская Тоскания». Всего в Ворсме десятки предприятий занимаются ножевым промыслом. Событие вызвало серьезный интерес россиян, собрав за два дня проведения 60 тысяч просмотров.
Но участники отрасли собираются и в офлайн-формате. Так, в Нижнем Новгороде прошел форум «НХП-трансформация», в нем участвовали без малого 250 предприятий и мастеров из российских регионов, включая 13 нижегородских предприятий НХП. Прошла дискуссия о настоящем и будущем промыслов.
Новые сферы применения
Несколько лет назад российский дизайнер с мировым именем Денис Симачев запустил тренд на коллекции с использованием элементов хохломской росписи. Недавно Роскосмос заявил, что будет расписывать хохломой ракеты, стартующие в космос. Ведущая британская авиакомпания создала с десяток лет назад ливреи для своих авиалайнеров тоже в стиле хохломы.
Но это еще не все – на мировых конкурсах красоты российские и нижегородские красавицы выступали в хохломских коллекциях, специально созданных для них. В Нижнем Новгороде с 2017 года проходит международная неделя моды Matryoshka Fashion Week.
Есть кутюрье, дизайнеры интерьеров и иные специалисты креативного профиля, охотно использующие мотивы НХП в своей работе. Например, Ольга Миккова с 2015 года в коллаборации с «Хохломской росписью» выпускает серию настольных ламп из липы.
Продукцию можно купить в московских арт-салонах и в интернете по цене от 30 тысяч. Марина Николаева, основательница интернет-площадки Half & Half, продает коллекцию деревянных лакированных тарелок Half & Hohloma, созданную дизайнером Анной Кулачек, несколько переосмыслившей древние традиции. В разработке принимали участие мастера фабрики «Хохломская роспись». Обходится одна тарелка покупателю в 1800–2500 рублей. Светлана Полевая выпускает авторские матрешки под брендом Wood Den. Форма матрешек несколько изменена по сравнению с традиционной. Заготовки-болванки выпускаются под Нижним Новгородом, после чего попадают в руки мастеров, работающих по утвержденным эскизам. Купить матрешку можно за 4–16 тысяч рублей. Декоратор и художник Злата Корнилова из Нижнего Новгорода производит малые формы, в основном деревянные шкатулки и подсвечники, оформление которых навеяно русской стариной. Шкатулки часто фигурируют в проектах жилых помещений, опубликованных интерьерными журналами AD и Elle Decoration. Шкатулка стоит от 20 тысяч.
Так в чем проблема?
Из всего вышеописанного не очень понятно, какие же трудности есть у предприятий НХП. Государство поддерживает, новые рынки сбыта, пусть и не с миллионной прибылью, есть…
В неофициальных разговорах в Семенове, Ворсме, Павлове, Городце и других населенных пунктах собеседники сетуют на дефицит квалифицированных кадров: молодежь не очень рвется на такие производства, предпочитая работу, условно говоря, продавцом-консультантом в сетевом ретейле, еще лучше – в Нижнем Новгороде, едва ли не на любой позиции.
Сжимается доля рынка, в том числе из-за конкуренции с китайцами и иными производителями из Азии. Есть еще нюанс: например, городецкие пряничные доски не нужны в производстве современных пряников, а коллекционеров, их собирающих, не так уж и много.
У семеновских – особая печаль: кустарное производство ложек и матрешек на дому. И, судя по всему, это не одиночки, а организованная теневая сеть производства и продаж, генерирующая существенные объемы, которые конкурируют в ретейле с легальной продукцией. У «Хохломской росписи» есть специальный знак, которым она метит свою продукцию, но кому из покупателей придет в голову рассматривать какие-то там значки, особенно когда цена устраивает? Ввязываться в ценовую войну у предприятия нет возможности – расходы и издержки не дадут сильно понизить себестоимость. Надомники же практически не несут никаких расходов: электроэнергия оплачивается по тарифу для населения; никакой земли и производственных помещений, за которые нужно платить налоги; нет официальной зарплаты и прибыли, с которых тоже причитаются налоги. И так далее.