Московская международная книжная ярмарка (ММКЯ) прошла с 2 по 6 сентября в здании Манежа. На входе была замечена изрядная очередь – видимо, люди соскучились по такой форме общения, как книжная ярмарка, но, возможно, очередь была вызвана и обременением прохода. Я шла как участник, с тыла здания, и мне пришлось и паспорт предъявлять, и температуру давать измерять и т.п. Переехав с ВДНХ и попав в новые исторические и пространственные обстоятельства, ММКЯ несколько съёжилась и притихла…
СОВЕРШЕННО схлынула волна политизированности, никаких политиков, политологов ни в каком виде – только обычные для книжной ярмарки оптимистические стенды ЛДПР, где бесплатно раздают символику партии, то есть родное бесценное лицо ВВЖ, отпечатанное на плакатах, тетрадях, блокнотах и так далее. Убедительно выглядят прилавки издательства «Молодая гвардия», поскольку спрос на книги серии «ЖЗЛ» не утихает. Кроме того, редакционная стратегия издательства не предусматривает деления авторов на запутинцев и антипутинцев, и про замечательных людей пишут самые разнообразные авторы.
Довольно сильно пострадала индустрия «чтива» – книг в пёстрых обложках с обещанием занимательного расследования «кто убил» стало гораздо меньше. Видимо, соответствующие сериалы насытили аудиторию, и к тому же чтиво разумнее покупать в электронном виде и не обременять квартиру. Зато издания для детей вполне радуют – они многочисленны и привлекательны, ушла аляповатость в оформлении, выбор богат. Много новинок современной прозы – Марина Степнова, Алексей Иванов, Захар Прилепин, Евгений Водолазкин, ленты, кружева, ботинки, что угодно для души. За международность ярмарки отвечал писатель Ф. Бегбедер – онлайн из Франции, поскольку подхватил ковид. Отечественные же писатели прилежно выступали на сценах ярмарки как люди ответственные, красноречивые и пока здоровые, во всяком случае физически.
«Книгой года» стало многотомное издание, подготовленное Пушкинским Домом – «Библиотека литературы Древней Руси». Два обстоятельства меня удивили неприятно: совсем мало новинок об искусстве театра и кино (кроме унылого кирпича Антона Долина «Миражи советского»). И на одном стенде я обнаружила сборник еврейских анекдотов от адвоката А. Добровинского, это густопсовая пошлятина рисует довольно непривлекательный внутренний мир автора. Москва-матушка, заканчивай ты с образами «модных адвокатов», которых нанимают за нереальные деньги, по совету знакомых, и которые ничем, кроме вульгарного самопиара, не занимаются. В любой районной консультации можно сыскать толкового специалиста на сто порядков выше, чем эти фаллоимитаторы…
Люди смотрели на книги жадно, но, по моим наблюдениям, покупали их довольно редко. Дорого, дорого. 700 рублей за Прилепина? Ой, да ладно.