Кинематограф Белоруссии несколько лет назад начал предсказывать начало грядущих изменений в стране.
Позывные фильмы в основном снимались на собственные деньги и средства негосударственных компаний. Ярким по содержанию фильмом стал «Дебют». Режиссёр Анастасия Мирошниченко отразила в картине сюжет о жизни женщин в гомельской женской колонии. В кино показано, в каких условиях содержится большое количество заключённых, как устроена их жизнь в тюрьме.
Другим звоночком стала картина «Завтра». Её режиссёр Юлия Шатун – молодая девушка, не имеющая специального образования. Свою работу она сняла на простой фотоаппарат - застывшую в безвременье страну и людей, с их сложными и нерешаемыми проблемами.
Два года назад мировые кинофестивали увидели игровой фильм «Хрусталь». Режиссёр Дарья Жук показала реальность белорусского государства в сравнении жизни столицы и провинции. В сёлах, деревнях люди вынуждены не жить, а выживать.
Кинематографисты рискуют своей жизнью, выступая против государственной машины. Свою работу они делают, чтобы показать согражданам настоящую жизнь в стране. В большинстве случаев картины получили массу негативных отзывов, критику белорусских чиновников.