> Юбилей мастера - Аргументы Недели

//Культура 13+

Юбилей мастера

№  () от 12 мая 2020 [«Аргументы Недели », Сергей Сыч ]

Оперный режиссёр Дмитрий Черняков, фото Дамир Юсупов / Большой театр

Многократному лауреату премий «Золотая маска», дважды лауреату международной премии The Opera Awards, новатору по жизни и на театральной сцене российскому оперному режиссёру Дмитрию Чернякову 11 мая исполнилось 50 лет.

С юбилеем его поздравляют театральный режиссёр Лев Додин, художественный руководитель Малого драматического театра Санкт-Петербурга (Театр Европы):

– Мне повезло: я видел один из ранних, один из первых спектаклей Дмитрия Чернякова «Двойное непостоянство» Мариво на малой сцене театра «Глобус» в Новосибирске. Причём видел именно в Новосибирске, именно на этой сцене, ещё не зная самого имени Дмитрия Чернякова. Я помню, что был поражён удивительно последовательным стремлением к элегантному совершенству, стремлением к точности, законченности, стильности формы и связанности её со смыслом… Все эти свойства тогда были крайне редки для современного театра, для современной молодой режиссуры. Впрочем, они крайне редки остаются и для сегодняшнего театра. Этот спектакль был номинирован на «Золотую маску», и я видел, как были счастливы, как кричали «ура» артисты театра и занятые в этом спектакле, и не занятые в нём.

Я хорошо запомнил незнакомого мне тогда ещё застенчивого молодого человека с косичкой, который относился ко всему этому довольно спокойно, как будто понимая, что всё так и должно быть. «Золотая маска» оказалась в руках Дмитрия, и дальше пошли всё новые и новые высоты, но с переключением в оперное искусство. Мне опять же повезло – я видел один из первых спектаклей «Евгения Онегина» в Большом театре. Кроме талантливой свежести решения – был удивлён стремлением опять же к элегантной, стильной последовательности: последовательности формы, последовательности смыслов, связанности этих смыслов, желанием выдержать логику этих смыслов – опять же свойства, которые и сегодня продолжают быть редки в театре.

Сегодня Дмитрий Черняков обрёл европейское и мировое имя, поэтому лишних комментариев уже не нужно. Я рад, что он появился в русском и европейском театре. Рад, что мы знакомы и иногда имеем возможность немножко поговорить, – он искренний и серьёзный собеседник.

И мне с высоты или, вернее, с низины своей нынешней взрослости хочется сказать только одно: «Дмитрий, поздравляю Вас с сегодняшним первым юбилеем. Вы даже не представляете себе, насколько вы молоды и насколько, если судьба будет благосклонна, у Вас много всего-всего впереди. Я в этом уверен. Желаю Вам, может быть, кроме здоровья и сил – а оперному режиссёру они нужны в бездонном количестве – иметь и приобретать с каждым годом возможность всё больше и больше делать только то, что Вы хотите, только так, как Вы хотите, только с теми, с кем Вы хотите, только тогда, когда Вы хотите, и только там, где Вы хотите. Дай вам Бог решимости, воли. Берегите себя, свой талант, свою голову, свои руки, свою энергию».

Свои поздравления передаёт интендант Лионской оперы, директор Баварской оперы Серж Дорни:

– Дмитрий Черняков – невероятно интересный режиссёр. Или, я бы скорее сказал, крайне пытливый режиссёр. Будь то его «Дон Жуан», «Онегин» или «Садко», он даёт этим произведениям новую актуальность, новое проникновение. И его прочтение не оставляет нас равнодушными, оно остаётся с нами в течение длительного времени. Искусство существует не для утверждения, искусство существует для того, чтобы задавать вопросы, и театр Чернякова – это театр, который задаёт вопросы.

Дорогой Дмитрий! Я поздравляю тебя с днём рождения! В эти странные непонятные времена я размышляю обо всём, что ты нам дал. О твоём исключительном творчестве и, как говорил Оскар Уайльд, «с зимой приходит мудрость». И сам я только жду будущего. Будущего вместе с тобой и будущего многих проектов, которые мы будем разделять с тобой. Я желаю тебе счастливого дня рождения в этот знаменательный день!

Интендант Парижской оперы Стефан Лисснера передает свои поздравления:

- Мой дорогой Дима, с Днём Рождения!  

Я считаю тебя одним из самых великих режиссёров сегодняшнего дня! Именно тебе удалось стать человеком, который способен, через работу с драматургией, с актёрами, через свой ум и свое прочтение произведения, -  открывать миру великие российские и мировые оперные шедевры – и, прежде всего, русские  оперы.Твоё желание быть первооткрывателем для мира и европейцев – прекрасно, меня это очень трогает! И я чувствую как ты взволнован, как ты стараешься  по новому прочитать произведения, которые восхищали тебя ещё в детстве.

Вместе с тобой мы поставили оперные постановки в Милане, в Парижской опере… Каждый раз, будь русская опера или  французская (как может быть «Троянцы») – через своё видение, через драматургию – ты всегда приносишь что новаторское, но все это рождено из произведения. Это восхитительно! Ты всегда жаждешь рассказать свою историю, но при этом бережно относишься к первоисточнику,  к либретто.  

Я восхищаюсь и уважаю твою работу! И среди всех встреч, которые были у меня в жизни (а в моей жизни я встречался с очень многими режиссёрами, великими режиссёрами), ты для меня занимаешь совершенно особое, исключительное место!

Крепко тебя целую, Дима!

P.S. «Аргументы недели» присоединяются ко всем поздравлениям Дмитрию Чернякову! Мы с нетерпением и надеждой ждём будущих громких премьер на российских и мировых театральных сценах.

Сергей СЫЧ



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте