Аргументы Недели Иркутск → Культура № 9(703) 11–17.03.20 13+

«Надо быть в гуще жизни, страдать, психовать, любить»

, 09:37

Сегодня все вокруг что-то пишут — романы, эссе, мемуары. Но вот легко ли написать книгу, которую бы десятилетний мальчуган и семидесятилетний мужчина прочитали от корки до корки, которой бы заинтересовалось московское крупное издательство, а двенадцатилетняя девчонка и ее мама предлагали закупить для школьных библиотек?

Алена Марьясова — писатель, блогер, спасатель, обаятельная девушка с озорной улыбкой. Она называет свое писательство «баловством», хотя если это и баловство, то профессиональное: первая книга Алены «Два часа до снега» вышла в Издательском доме Мещерякова, вторая, «Чижик», готовится к изданию. Алена жила в Северобайкальске, но в 27 лет решила уехать в Иркутск. Она устроилась работать диспетчером в Байкальский поисково-спасательный отряд. Спросите, почему ее так тянуло именно к спасателям? Потому что Алена с десяти лет мечтала выйти замуж за одного из этих рослых бесстрашных мужчин. Так все и случилось: через два месяца она встретила своего будущего мужа, а еще через девять месяцев родила дочку.

— Я не была в школе отличницей по литературе, не писала каких-то выдающихся сочинений, не посещала кружки начинающих журналистов, — говорит Алена. — Но всегда вела дневники, писала путевые заметки. А в 2013-м, находясь в декрете, я решила принять участие в марафоне женственности, который устраивала блогер Ольга Валяева. Каждому давали определенное задание, а потом нужно было написать отчет. Темы были про отношения, меня тогда это все волновало, и в поле ответа было много места… Те, кого больше читали другие участники, попадал в топ. И вот как-то я с удивлением обнаружила себя в топе.

— Вы что-то новое вынесли из этого марафона?

— Тогда передо мной стояла задача выйти замуж. Мы жили в гражданском браке, у нас был ребенок, а мой любимый все не делал мне официального предложения. По совету участников марафона я просто «отпустила» ситуацию, и все само собой разрешилось. А через какое-то время муж повез меня покупать кольцо. На этом же марафоне мне кто-то скинул ссылку на писательские курсы. Они меня перевернули. Хорошие лекторы, рассказывают все по делу. Преподают не теоретики, а люди из книжного бизнеса — издатели, писатели. После каждого вебинара нам давали домашнее задание, которое разбиралось экспертами по косточкам. Все это было похоже на интересную игру. В итоге я почувствовала, что могу написать книгу. По окончании курсов мне сказали: пиши план своего первого произведения. План и первая глава моей повести были одобрены. Была и критика. Советовали добавить «чернухи».

Но Алена забросила литературу, занявшись более насущным делом, — родила второго ребенка. И только спустя четыре года вернулась к писательству, а еще начала вести блог в «Инстаграме». Вынашивала повесть год, а написала за сто дней и выпустила в интернет-издательстве «Ридеро».

— Мои подписчики в «Инстаграме» организовали предзаказ книги. Скинулись по 350 рублей. Думала, этого хватит, но у меня плохо с математикой. Мужу пришлось докладывать солидную сумму. Но что поделаешь, у каждого свое хобби. Он покупает себе альпинистское снаряжение, а я захотела книгу. «Ридеро» разместило книгу на электронной страничке. В итоге на меня вышел редактор Издательского дома Мещерякова и купил права на мою повесть (книги ИДМ востребованы литературными гурманами, сейчас в издательстве идет серьезная работа над подростковым направлением прозы — прим. ред.)

«За два часа до снега» — это книга о первой любви, замешанная на переживаниях юности, и отчасти автобиографическая. Друзья, прочитав повесть, пытали Алену: «Давай, колись, это же ты про себя написала?»

— Когда писала повесть, я ориентировалась на своего десятилетнего племянника, который очень любит читать. Сестра привила ему эту любовь. Он в три года уже бегло читал. Теперь Мишка отличник, спортсмен, победитель множества олимпиад и, конечно, мой первый читатель и критик. Он сказал, что моя повесть — теперь его любимая книжка.

— А как вы своим детям прививаете любовь к чтению?

— Читаю им книжки, но пока любовь что-то не прививается. Дочке на днях по литературе задали читать рассказ, она плачет: «Не хочу читать!». Я ей говорю: «Мне надо подъезд убрать, я тоже не хочу этим заниматься, но пойду и помою». «Мама, давай поменяемся: я помою подъезд, а ты прочитаешь рассказ и мне перескажешь?». Пришлось согласиться. Сама я тоже не особо любила произведения из школьной программы, читала в сокращении. Зато запоем проглатывала приключенческие, любовные и детективные романы. Перечитывала «Унесенных ветром», представляла себя Скарлетт О’Хара. Любимые мои книги — «Динка» и «Динка прощается с детством» Валентины Осеевой.

Вторая книга «Чижик» — тоже про любовь, мечты и предчувствия, про придуманных принцев и настоящих друзей, про особый мир юности с ее максимализмом и переживаниями. Пока книга рождалась, Алена создала в «Инстаграме» закрытую группу, куда частями сбрасывала текст. Прочитав, подписчики должны были высказать свое мнение. Кто-то критиковал, кто-то — безоговорочно принял повесть. Затем автор разослала повесть и по издательствам. Ждет ответа. Было много конструктивной критики, Алене советовали, как улучшить повествование, сделать его более динамичным или предлагали подогнать под нужный издателю формат. Но она ничего не стала менять.

— Потому что ленивая, да и переделывать своего ребенка сложно. Сейчас я вообще не уверена, что хочу продавать авторские права на свои книги. Главное — у меня уже есть читатель. А издать я и сама могу. «Чижик» прежде всего имел для меня терапевтический эффект. Хотелось написать его и излечиться. Когда ты вынашиваешь книгу, в тебе как будто что-то бурлит, томится. В тебе растет потребность освободиться от замысла, от пережитых когда-то чувств. Чем дольше ты бегаешь от работы, тем больше она обременяет. И вот наконец ты садишься и пишешь. Все это выплескивается, облекается в слова, и ты испытываешь радость и освобождение.

— На какую аудиторию рассчитаны ваши книги?

— Вообще, я «девочковый» young adults писатель. Но оказалось, что меня читают взрослые мужики, спасатели, художники, драматические актеры, шеф-повара, даже 70-летние дедушки… Некоторые в героях узнали себя. Например, отца главной героини Вари я списала с папы своей подружки. Так он прочитал книжку от корки до корки, позвонил мне и говорит: «Хорошо написано, только про меня там совсем мало. Требую, чтобы следующая книга была полностью обо мне!». Прототипам отрицательных героев, правда, я книгу так и не показала.

Алена поставила себе цель — достучаться до девочек, которые с 12-ти лет в мечтах выходят замуж, рожают детей, строят свой дом, придумывают себе идеальную жизнь и идеального мужчину, красивого и загадочного. Но потом оказывается, что не надо гнаться за призрачным героем…

— Истинный принц тот, кто рядом, кто вытаскивает тебя из всех передряг, чинит твой велик, может дать в глаз твоему обидчику и утрет тебе слезы своей футболкой. Настоящие принцы ходят в грязных комбинезонах, не говорят красивых слов, кажутся скучными и даже занудными.

— По-моему, вы сейчас говорите о вашем муже… Вы так нежно, чувственно пишете о нем в своем блоге. Кстати, как он относится к тому, что вы пишете о своих прошлых влюбленностях?

— Муж прочел мою первую повесть и ничего не сказал. Он у меня немногословный. Но когда поехал к друзьям, отмечавшим 25-летие со дня свадьбы, взял мою книгу в качестве подарка. Это для меня стало неожиданностью. Значит, подумала я не без удовольствия, гордится мной. Когда я его встретила, то поняла — все, ничего и никого больше не надо выдумывать.

— И напоследок традиционный вопрос о творческих планах.

— Мне кажется, что на этом все. Побаловалась, поиграла в писателя и хватит. Но и после первой книжки я думала так же. Кто-то сказал, что писатель рождается только после своего третьего произведения. Получается, я еще не родилась. До сих пор не понимаю, зачем этим занимаюсь. Но знаете, что вдохновляет? Когда ребенок твоей виртуальной подруги по «Инстаграму» пишет сочинение по твоей книжке. Когда дочка твоей читательницы пишет о твоей повести: «Это лучшая книжка в моей жизни!». Когда твоя подписчица признается: «Прочитала ваши книги. Искала еще, но не нашла. Пожалуйста, напишите что-нибудь еще!». После этого так хочется сесть и калякать свои книжки с утра до вечера. Хочется выйти из всех отношений, нервотрепок… Но если ты хочешь расти, как литератор, тебе надо быть в гуще жизни, страдать, психовать, позволять себе быть беззащитной. Узнавать людей и себя. Получать опыт. Иначе ты будешь оторван от жизни. И кому будет нужен тогда твой роман? Не будет в нем того необъяснимого вещества, которому нет названия, но которое и делает книгу по-настоящему живой, жизненной и искренней.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram