Моё интервью с преподавателем детской школы искусств «Этнос» и руководителем ансамблей «Доради», «Ариран» и «Кенари» Евгенией Ким проходит под бой барабанов. Похоже, ученики школы и их преподаватели вообще не знают отдыха – полдня теории и практики по будням, сводные репетиции по субботам, да ещё и концерты по воскресеньям. И в таком режиме дети находятся с пяти лет до дня выпуска.
Нереальная нагрузка
В переводе с корейского название ансамбля «Доради» означает горный колокольчик. Сейчас в нём десять девочек в возрасте 1112 лет.
Помню, как они пришли ко мне в первый раз совсем маленькими, в купальниках с рюшечками и балетных пачках, вспоминает Евгения Сенхаковна. – Да что говорить, я и предыдущий свой коллектив «Доради», который выпустила шесть лет назад, представляю так, как будто это было вчера.
Получается, танцовщицы растут на ваших глазах?
Да. Мы многое проходим вместе. В четвёртом-пятом классе начинаются подростковые кризисы, переходный возраст, в голове романтика. У детей появляются другие приоритеты, им кажется, что сейчас самое правильное решение – прекратить обучение в школе. И этот период надо как-то пережить... Пытаемся найти общий язык, переходим на новый уровень общения. На первом году обучения случается отсев, но потом основной костяк коллектива практически всегда доходит до конца. Мы, конечно, всех стараемся удержать. Но сейчас огромная конкуренция практически у каждого ребёнка очень много дополнительных школ, куча репетиторов. Естественно, дети не могут охватить всё.
На школьниках сейчас, мне кажется, вообще какая-то нереальная нагрузка.
Согласна. В том числе и в нашей школе. На нашем отделении мы обучаем детей корейскому танцу, игре на народных инструментах по выбору, культуре Кореи, вокалу, хореографическому творчеству, прикладному искусству и сольфеджио. В прошлом году школа открыла новые направления, в их числе «Хореографическое творчество», на котором учащиеся изучают модный во всём мире КPOP. Детям это, конечно же, очень интересно.
В программе обучения целый комплекс предметов, и по времени это занимает полноценную учебную смену каждый будний день. Получается, половину дня ребёнок проводит в общеобразовательной школе и столько же времени в «Этносе». Теории не так много, а практика может длиться и четыре часа подряд. Представляете, как это физически тяжело – два часа танцевать, потом ещё два часа играть, например, на ударных инструментах. Плюс в субботу у нас проходят сводные репетиции. Так что и в один из выходных дней мы работаем порой до семи, до восьми часов вечера.
И ведь вечером ребёнку ещё надо сделать домашнее задание по всем предметам?
Да. Но результат того стоит – коллективы «Этноса» стабильно побеждают в областных конкурсах, занимают призовые места на всероссийских фестивалях, выезжают за границу для стажировок и обмена опытом. В 2018 году коллектив «Доради» стал бронзовым призёром XVII Молодёжных Дельфийских игр России во Владивостоке.
Немножко в шоке
Переживали, когда ехали на конкурс?
Да. Это был наш первый выезд с этим коллективом за пределы области, и мы были немножко в шоке, потому что обычно Дельфийские игры – это одна из высших ступеней творческого пути. До этого я выезжала на этот конкурс со своими коллективами, но они уже были в выпускных классах. А здесь номинация «Народная хореография» от 10 до 13 лет.
Как справились с волнением?
Главное – правильно настроиться. Участие в мероприятии такого масштаба – это уже счастье. А призовое место тем более… Вообще у коллектива большая концертная деятельность. Дети, как я уже говорила, участвуют в областных и городских хореографических конкурсах, являются лауреатами первой степени конкурса «Танцующий ангел», конкурса «Сахалинский фристайл 2016». Часто заняты мы и в международных проектах, как правило, связанных с Республикой Корея. Сотрудничаем с министерством просвещения этой страны на Сахалине и Корейским культурным центром. Наши дети выезжали на стажировку в Государственный центр традиционной музыки Намдо в составе ансамбля ударных инструментов... Летом этого года планируем выехать на стажировку в качестве танцевального коллектива «Доради». Такое сотрудничество отличная возможность познакомиться со страной, традиции которой мы изучаем, и с носителями культуры. Кстати, и к нам приезжает много коллективов из Южной Кореи. Мы поддерживаем связь с государственной школой традиционного искусства в Сеуле, были у них на стажировке, и они несколько раз приезжали на Сахалин. Мы подготовили для них развлекательную программу, провели экскурсии по городу, прошли совместный квест «Золотая лихорадка» ну и, конечно, дали совместный концерт. Дети были примерно одного возраста, поэтому легко сдружились, до сих пор общаются в соцсетях, причём, что интересно, не зная языка. Но у ребят общение вообще происходит на каком-то другом, неведомом нам уровне...
Пять пальцев на руке
А с Северной Кореей не сотрудничаете?
У нас был опыт стажировок. Специалисты из КНДР работали в нашей школе и оставили нам большой творческий багаж. Мы до сих пор используем в своем репертуаре те хореографические постановки. Кстати, между танцами Северной и Южной Кореи есть существенные различия. В Южной Корее всё-таки больше тяготеют к фольклору, к народной, традиционной музыке. А в Северной Корее музыка может быть в симфонической обработке для оркестрового исполнения. Есть отличия и в сценических костюмах. Если для Северной Кореи характерны танцы с акробатическими трюками, там и наряды, которые не сковывают движений. В Южной же Корее танцы более степенные, медленные, величественные. Можно позволить себе юбки с кринолином, короны… Кстати, часть сценических нарядов мы заказываем в Корее. Но есть и вещи, сшитые нашим школьным костюмером. Причём – они прекрасно пошиты, очень трудно отличить от оригиналов. Ткань, вышивка – всё если не идентичное, то очень похожее.
Вы строгий преподаватель?
Лояльный. Могу, конечно, иногда и прикрикнуть, но в основном все ситуации пытаюсь разрешить мирным путём. Тем более что бывают разные ситуации. Например, у ребёнка проблемы общения со сверстниками, трудности в школе. Что делать? Нам, взрослым, может показаться, что беда у него какаято надуманная, мелкая. Но ученикто воспринимает всё иначе. Многие, ко всему прочему, в подростковом возрасте становятся слишком мнительными. Так что нужно обязательно разобраться в том, что мучает ребёнка, помочь ему. Иногда это связано с творчеством. Есть дети, которым много дано от природы, и обучение у них идет без особых усилий. А бывает, что ребёнок бьется, старается, а у него всё равно что-то не получается. И тут многое зависит уже от характера, от силы воли. Трудолюбие, сильный характер, мотивация могут помочь при отсутствии каких-то выдающихся данных. Но в любом случае школьнику иногда нужна помощь взрослых, поддержка или, наоборот, какойто толчок.
Когда ребёнок заканчивает «Этнос», каковы его дальнейшие перспективы?
Он может остаться в профессии, окончить колледж искусств, потом поступить в профильный вуз. Но может выбрать и другую специализацию. В любом случае наши выпускники потом очень часто представляют свои учебные заведения на различных конкурсах. А ещё многие участники наших коллективов, вырастая, дружат семьями, потому что столько всего пережили вместе, эмоционально сблизились. И я им всегда говорю: вы коллектив, а значит, одно целое, как пять пальцев на руке. Одного пальца нет, уже и шнурки толком не завяжешь. Представляете, на конкурсах они и плачут вместе, и смеются, когда побеждают. Такие вещи просто не забываются... Приходят наши выпускники и в «Этнос» просто попить чаю, пообщаться. В первый год после выпуска это происходит часто. На второй год – реже. Потом некоторые вообще перестают заходить. Но я считаю, что это нормально. Значит – их жизнь идёт дальше. А к нам приходят новые ученики, и всё начинается сначала…