> Когда приходит время освоить лоскутное шитье - Аргументы Недели Сахалин

//Культура 13+

Когда приходит время освоить лоскутное шитье

№  () от 21 января 2020 [«Аргументы Недели Сахалин», Тоня Нечаева ]

Вероятно, читателю хорошо известны работы, выполненные в технике пэчворк. Несколько реже мы слышим об искусстве квилтинга.

А вот о том, что всему этому можно научиться в южно-ахалинской школе лоскутного шитья, нам расскажет председатель региональной общественной организации «Квилт-студия «Лоскутный остров» Ольга Андреева.

Фото: Ольга Андреева.

Лоскутный остров

Что же такое пэчворк и чем он отличается от квилта?

Мы, русские мастера, привычно называем это ремесло лоскутным шитьем, а на западе оно зовется «квилт» или «пэчворк». Еще точнее, пэчворк – это верхняя часть квилта, составленная из разноцветных кусочков ткани. Квилтом же называется конечное изделие, собранное из верха, прокладки и подкладки, простеганное насквозь и окантованное по всем правилам квилтерского искусства. Этому мы обучаем в нашей школе лоскутного шитья «Лоскутный остров».

Расскажите, как возникла школа?

В 2016 году была зарегистрирована региональная общественная организация «Квилт-студия «Лоскутный остров», на основе которой создана школа лоскутного шитья, существующая уже три с половиной года. За это время мы написали, подали заявку, выиграли и освоили три грантовых проекта. Два из них мы получили от фонда социальных инициатив «Энергия» компании «Сахалин Энерджи» и один от правительства области. За счет этих средств мы создали школу, обучение в которой доступно даже пенсионерам: покупаем ткани, специальные швейные машины, оборудование и инструмент, предназначенный для пэчворка. Движение развивается: мы участвуем в выставках, фестивалях, ярмарках и других мероприятиях регионального, всероссийского и международного масштаба.

Сегодня в жизни нашего клуба активно участвует около тридцати человек: часть из них принимает участие во всех грантовых проектах (это те, кто уже прошел школу лоскутного шитья), часть – пока только учатся. Как правило, в грантовые проекты мы закладываем интересные темы, что позволяет участникам узнать что-то новое и сшить собственные самобытные изделия. Например, в этом году, кроме лоскутного шитья, мы осваивали вышивку крестом, подготовили и представили на суд зрителя коллекцию одежды с элементами вышивки.

Старожилы и новички школы – это в основном немолодые женщины на пенсии, вырастившие детей и наконец освободившие часть личного времени для собственных увлечений. Но возраст не отменяет активности, наличия большого творческого потенциала и желания его реализовывать. Наша школа – удивительная и редкая возможность занять себя по-настоящему интересным делом. На Дальнем Востоке нет другой такой школы лоскутного шитья. Только у нас создана столь богатая материальная база (с новейшими материалами, современными возможностями мировой промышленности), предоставлена свобода реализовываться – выпускать полноценные текстильные работы. Все это – благодаря активности моих соратников, помощи и поддержке Сахалинского областного центра народного творчества (который и подтолкнул нас к созданию общественной организации), правительства области.

Сегодня мы работаем над новым грантовым проектом «Ой, на прялке я пряла», где в технике тканевой аппликации будем шить текстильные изделия на основе уникальных росписей традиционных русских прялок. Затем вся коллекция работ отправится на фестивали лоскутного шитья, а далее – по Сахалину: напоминать о нашей истории, истоках, помогать людям идентифицировать себя с родной русской культурой. Ведь Сахалин – русская, российская земля, это даже не автономная область с присущей отдельной национальной культурой.

Крестильное одеяло

Расскажите о том, каким образом квилт вдруг стал частью российской культуры?

Лоскутная культура в России началась с лоскутного одеяла Петра I, сшитого самой Екатериной. Там, конечно, была и парча, и жаккардовые ткани (сотканные на европейских станках). Благодаря колониям в Европе появились шелк и хлопок, активно осваивалось ткачество. А у нас? Аграрное государство до конца 19 века. Мануфактуры только-только возникают. До этого – ручной станочек, ручное окрашивание и производство, далекое от промышленного. Поэтому лоскутное шитье у нас никогда не было народным промыслом, а скорее возникло от бедности и недостатка тканей.

На исторических выставках, в музеях народного творчества бережно сохраняются образцы русского лоскутного шитья, ценятся экспонаты с подбором орнамента, с ритмом рисунка. Особого внимания заслуживает детское крестильное одеяло. Оно отличалось не множеством собранных кусочков, а невероятно красивой и интересной стежкой. Сегодня такие одеяла восстанавливаются мастерами по сохранившимся остаткам: с удивительными стегальными вышивками (кони, звезды, солнца, плетенки, завитушки и т.д.). Крестильное одеяло стало особым предметом народного творчества – на простом полотне (как правило, добротном сатине) с ватной подкладкой выполнены великолепные стежки.

Кроме покрывал и одеял, что еще может быть выполнено в этой технике?

Еще мы шьем одежду, сумки, аксессуары, декоративные панно, аппликации. Сейчас модно иметь квилты, выполненные на разные темы, отражающие разное настроение. Кухня – вообще золотое дно для идей и их практического применения: прихватки, фартуки, скатерти, ланчматы и т.д.

Как легко вы расстаетесь со своими изделиями?

Задорого. Мы себя не обесцениваем. Но для того, чтобы продавать свои изделия, их нужно довести до уровня выставочного образца. И когда изделие будет идеально, за него заплатят достойную цену. С момента начала учебы и до момента, когда ты создашь свою выставочную работу, у каждого проходит разное время: от полугода и более. У нас есть «прославленные», известные работы, например, работа Клавдии Ивановой «Корюшка».

Организовывая выставки, мы не ставим такой цели – продать. С одной стороны, мастеру жалко расставаться с результатом своего труда. С другой стороны, покупка изделия – оценка мастерства! Наше хобби дорогостоящее и трудоемкое, и тем радостнее сознавать, что продукция пользуется спросом, может быть (при желании) успешно реализована.

В стране и мире ежемесячно проходят всевозможные фестивали лоскутного шитья. Любимый – суздальский международный фестиваль, в работе которого мы участвуем не один год. Туда съезжаются конкурсанты из Японии, Кореи, Бразилии, Франции, Англии и т.д. Очень интересны японские работы – японцы возвели эту технику шитья в невероятно высокий класс искусства.

Вдохновиться увиденным

Как вы увлеклись лоскутным шитьем? Что любите шить больше всего?

Мне почти 60 лет, около девяти лет я уже занимаюсь квилтингом. Шью всю жизнь – по профессии я инженер-технолог швейного производства. Случайно увиденные работы местного мастера меня просто сбили с ног – я все бросила (ушла с работы) и погрузилась в новое для меня дело.

Лично я больше всего люблю шить одеяла. Это интересно.

Зачастую работы рождаются сложно, некоторые из них подолгу лежат в ожидании правильного решения, развития первоначальной идеи. Я никогда из-за этого не переживаю: придет время, и работа «сыграет».

Насколько сложно освоить это мастерство новичку?

Одной начать трудно. Нужен определенный склад ума, теоретическая основа. Хорошо, если есть наставник. Для сахалинских женщин таким наставником могу быть я. Те, кто вдохновились увиденным (а мы демонстрируем свои изделия везде, где только можем, вплоть до развешивания на заборах и между деревьями) и действительно захотели научиться, мы даем такую возможность. Здесь, как в балете: сначала школа, азы, затем – возможность самовыражаться. Со временем приходит понимание, как работать с цветом, фактурой. Очень облегчает задачу то, что хорошие ткани могут выпускаться «семьями» ткани, которые идеально подходят друг другу по цвету и по рисунку.

Сейчас трое человек из двенадцати обучающихся ездят ко мне из Корсакова! Значит, их зацепило, задело за живое. Если ты хочешь, чтобы люди остались в коллективе клуба, их надо встречать с любовью, понимая, что каждый человек – невероятная ценность.

Результат обучения – у всех разный. Разные люди, разные мотивации, разные подходы к делу. Кому-то больше нравится сам процесс обучения, взаимный обмен энергетикой, нахождение в обществе, в коллективе, объединенном совместной деятельностью, где тебя любят и не отвергнут. Мы вместе ходим на экскурсии, на выставки, отмечаем праздники.

Сегодня у меня три группы женщин, выбравших удобное время для посещения квилт-клуба. Ведь они еще ходят на танцы, на живопись, помогают воспитывать внуков – занята каждая минута. Некоторые пенсионерки продолжают работать.

Почему бы не организовать подобную школу в других муниципальных образованиях, например, в Корсакове?

Мне бы очень хотелось, чтобы в Корсакове была школа лоскутного шитья! И мы многое делаем для появления хотя бы небольших подобных классов в каждом муниципалитете области. В 2021 году пройдет первый сахалинский фестиваль лоскутного шитья, в преддверии которого мы намечаем провести семинар по подготовке специалистов для каждого района области, а также оборудовать классы швейными машинами, инструментами и материалами.

Жизнь нашего клуба держится на его участниках, моих коллегах, с которыми можно разделить обязанности и ответственность. Так, один из наших мастеров Варвара Цурупа взяла на себя бухгалтерию клуба, вместе со мной организовывает его деятельность. Я благодарна всей своей команде за активность и любовь к нашему общему делу. Квилтинг невероятно популярен в современном мире, и поэтому мы – не просто возрождаем старые традиции (как может показаться несведущим), а стараемся поспеть в ногу со временем!



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте