> В волгоградском НЭТе растят Джульетту в своём коллективе - Аргументы Недели Волгоград

//Культура 13+

В волгоградском НЭТе растят Джульетту в своём коллективе

№  () от 22 октября 2019 [«Аргументы Недели Волгоград», Наталья СПЕКТОРОВА ]

Фото из архива Екатерины Мелешниковой

Новый театральный год волгоградский НЭТ начал старыми постановками. Прошлый сезон они были «под запретом» из-за изменившегося политико-культурного ветра и прихода нового худрука. После того как Никита Ширяев покинул здание на улице Мира, НЭТ возвращается к прежним репертуарным спектаклям. Но в оправдание своего названия, снова ставит эксперименты. 

В главной роли спектакля «Сотворившая чудо» дебютировала девятилетняя Олеся Мелешникова. Трудная роль в постановке по знаменитой во всём мире пьесе. Одноимённый голливудский фильм получил «Оскара». Олеся сыграла слепоглухонемую девочку. Это большая главная роль.  

 

Сначала с закрытыми глазами

 

- Олеся, кому пришла мысль пригласить тебя? Кто предложил тебе сыграть в спектакле? 

- Я пришла из школы в театр, а Тамара Конопатова (актриса НЭТ, исполнительница главной роли в спектакле «Сотворившая чудо» - ред.) встретила мою маму и сказала, что думает, что я подойду на эту роль. Я спросила: «На какую роль я подойду?» Она опять сказала: «Можешь пройти, как слепая?». Я прошла, а она сказала: «Ну, она точно может, будем репетировать».

- А откуда ты знаешь, как слепые ходят?

- Я представила. Сначала закрыла глаза и прошла, а потом с открытыми.

- Ты, наверное, в театре с памперсов рядом с мамой и папой, поэтому для тебя сложного мало?

- Да, легко.

 

Мама Екатерина: «Можно я вклинюсь и дополню? Спектаклю пять лет, и за это время у нас было две исполнительницы этой роли. Обе по очереди ушли в декрет и родили детей. Вторая вот буквально накануне. И сложилось так, что надо было вводить кого-то нового. Приходили замечательные студентки, но Тамара предложила попробовать Олесю. Вообще, когда Отар Иванович задумывал первую постановку, он искал девочку. Вот и сейчас стали рассматривать кого-то из театральных детей.

 

- Олеся, а конкурентки у тебя были?

- Нет.

- Сразу только тебе предложили, и всё получилось?

- Ну, да.

Мама: «Из детей, действительно, больше никого не рассматривали. Вообще, роль – слепоглухонемой ребёнок, абсолютно не умеющий общаться с окружающим миром - сложнейшая. Поэтому был риск, и мы это не сами решали. Показали Ангелине Анатольевне Шершень, она сейчас и.о. худрука театра)».

 

- Да, мы ей показали сцены из первого акта.

 

Мама: «Вместе с ней были ещё несколько наших взрослых товарищей, все посмотрели, и дали добро. Хотя вводить ребёнка было очень сложно. Мы и с опекой связывались, подписывали кучу разных разрешений. В основном все сцены у Олеси с Тамарой Конопатовой. Я играю маму в этом спектакле, и у меня было двойное напряжение. Мало того, что думала о себе, но в первую очередь – о ней. Страшно ребёнка выводить во взрослый спектакль, а собственного – вдвойне. Наш папа смотрел из зрительного зала».

 

- И что тебе родители сказали после спектакля?

- Они сказали, что я большая молодец, и все родственники поздравили. А ещё подарили большого белого медведя.

 

Физ.культурная энергетика

 - Вижу, ты очень энергичная девочка. Твоя энергетика тебе в школе мешает или помогает?

- Помогает. Я все время тяну руку, меня никто не спрашивает. Сегодня на окружающем (окружающий мир – школьный предмет) все время тянула - вчера долго учила реферат. Потом не тянула, ведь учитель думает, раз руку не поднимает – не готов. Но это тоже не сработало.

- А в чём конкретно помогает энергетика?

- На физкультуре у меня хорошие оценки. Хвалят.

- Ты других актрис видела в этой роли?

- Да, на этот спектакль я пошла лет в семь. Смотрела с Викой, с Дашей (актрисы НЭТ).

 - И как думаешь, у тебя лучше получилось?

- Думаю, у них лучше.

- Ты скромная?

- Ну, да.

- А ты знаешь, что такое звёздная болезнь?

- Да, знаю. Это когда ты кайфуешь, и тебе все служат, что ты сыграл такую роль. Но у меня нет звёздной болезни.

- Есть рецепт, как ей противостоять, или ты не думаешь, и просто живёшь?

- Просто радуюсь жизни, и жду следующего спектакля.

- А как ты готовилась к роли?

- Смотрела фильм, который получил «Оскар». И читала книгу Элен Келлер «История моей жизни». Учила азбуку Дактиля.

 

9 с половиной. Лет. Упрямство переходного возраста

 - Оценки в школе, они важны?

- Важны оценки в четверти. Потому что все оценки складываются, и получается одна.

- Родители ругают за плохие оценки?

- Не настолько сильно. Я просто исправляю, и они радуются.

- А эксперименты с внешностью у тебя бывают?

- Крашусь маминой косметикой.

- Если ты что-то захочешь, а родители тебе это не разрешать, ты согласишься или будешь добиваться?

- Буду добиваться.

- А если захочешь какую-то причёску, а мама не разрешит? Наголо постричься, например.

- Я не хочу наголо, наоборот, хочу волосы до пояса отпустить, а мама не хочет.

- Мама правильно делает, что не разрешает?

- Думаю, нет, я правильно. Потому что для меня моё мнение важнее. И это моя мечта. Мама говорит, с этими волосами надо морочиться, много шампуня на них тратится. Надо расчёсывать, делать причёски. Для неё главное – быстрота, а для меня – красота.

- Книги ты читаешь? Что вообще любишь?

- Читать люблю, сейчас читаю «Маленького принца», уже второй раз. Люблю смотреть советские фильмы. И слаймы.

- Слаймы? Это что?

- Это такие штуки, которые взрослые не любят. Лизуны. Из них можно лепить фигурки, некоторые как вода, другие – воздушные. Есть тянучие, есть твёрдые.

- А как в школе относятся к тому, что ты играешь в театре?

- Сегодня я принесла программку в школу, многие сбежались, просили посмотреть. Сидели с открытым ртом. Многие одноклассники ходили на этот спектакль, и им очень понравилось.  

- Ты хочешь…

- Да. Хочу актрисой быть. И именно в этом театре.

- Продолжить династию. И родители тебя поддерживают, конечно?

- Папа не хочет. Говорит, представь: даже если у тебя будет температура 39, ты должна выходить на сцену.

- Да и других проблем много: тебе хочется сыграть какую-то роль, а режиссёр почему-то считает, что ты не будешь её играть. Или есть кто-то другой на эту роль.

- А ничего страшного. Я буду смотреть. Поставят в другой спектакль.

 

Примеряем на себя

- Традиционный для актрисы вопрос, какие творческие планы?

- Буду ждать декабря, потому что в декабре, возможно, поставят в план этот спектакль. Терпеливо жду декабря. А пока занимаюсь хореографией в студии «Вдохновение» и ещё в театре-студии «Ступени».

- А какие роли ты ещё хочешь сыграть?

- Мечтаю сыграть в «Безымянной звезде» Мону. Горничную в «Шикарной свадьбе», я люблю комедийные роли. «Маскарад» мне очень нравится.

- А в «Маскараде» главную роль? Нину?

- Да, но мне все говорят: «Надо играть эту… Ну, в которую папа влюбился» (папа- Виталий Мелешников – актер НЭТа).

Мама Екатерина подсказывает: «Баронессу».

- Да, баронессу. Все говорят, что Нина по роли должна умирать, а я все равно хочу сыграть Нину.

- Это сложно.

- Нет, легко.

- А те роли, что мама играет, не хочешь?

- А какие у тебя есть (смотрит на маму)? Э-э. Тут надо подумать… «Отель двух миров», мне очень понравилась роль - Лору она играла.

- А «Ромео и Джульетта» тебе нравится?

- Да, конечно.

- А там кого бы ты мечтала сыграть?

- Ну, конечно, Джульетту.

 

Мама Екатерина: Нам Настя Фролова (актриса НЭТ) сказала: «Олеся, я бы тебе с удовольствием передала роль Джульетты, подрастай, лет в 14 уже можно будет».

 

- А ещё моя любимая героиня из фильмов – Диана из «Собаки на сене». Хочу её сыграть. У меня на диске есть этот фильм, и я уже учу роль.

- А на кого ты похожа?

- На папу. Все говорят, на маму похожа, но я похожа на папу.

- Все говорят, а ты считаешь по-другому?

- Я кудрявая. Мама тоже была кудрявая, но она все время вытягивает волосы. А папа не вытягивает, я его барашком называю. И у него голубые глаза. А у мамы зелёные. Папа – правша, а мама – левша. И я - правша.

- Убедительно. Ну, а какие песни ты любишь?

- «Незабудка».

- Это из «Незнайки» что ли?

- Нет, это Тима Белорусских (лукаво смотрит на маму, мама разводит руками, Олеся заливается смехом). А ещё люблю песню «Паруса».

- А это какой стиль музыки?

- Ма-ам?

 

Мама: «Да я понятия не имею, о ком ты говоришь. Дома ты какие песни слушаешь, поёшь?»

 

- Из советских фильмов. «Дартаньян и три мушкетёра»… «Двенадцать стульев»… «Обыкновенное чудо».

- Вот про слаймы я уже поняла, а ещё что-то ты коллекционируешь, собираешь?

- Я собираю… Что я собираю…

 

Мама: «Собираешь…»

 

- Э-э, ну да, собираю.

Мама: «Всей семьёй мы собираем… Что?»

- Деньги.

 

Все смеёмся.

 

- Я бы тоже так ответила.

 

Мама не оставляет попыток: «Дарят нам что?»

 

- Тоже деньги?

 

Мама: «У тебя полная полка».

 

- А-а! Я коллекционирую стеклянные игрушки! Ангелочков, зверушек, слоников, петушков. Люблю их переставлять. А ещё собираю ракушки.

 

Это когда тебя понимают

- Вот если бы твоя героиня пришла в твой класс. Учиться бы она, конечно, с вами не смогла, но если бы просто пришла к вам…

- Я бы попыталась ей что-нибудь написать. Объяснить.

- Как?

- На азбуке Дактиля.

- Ах, да, ты же выучила её.

- И познакомилась бы с ней.

- А другие бы как к ней отнеслись, только честно?

- Думаю, они бы испугались. Потому что неприятно смотреть на человека, который не умеет общаться, который всё рушит, ломает.

- А почему так происходит?

- Она не понимает, что говорят другие, что говорят о ней, что хотят. И они не понимают, что она хочет от них.

- Они могли бы её обидеть?

- Думаю, да.

- У вас в классе бывают ситуации, когда дразнятся, ссорятся?

- Сегодня мальчики дрались.

- Тебя дразнят?

- Нет, потому что я со всеми дружу. И с двоечниками тоже.

 

Мама Екатерина: «Можно я ещё добавлю? Конечно, вводя Олесю в спектакль «Сотворившая чудо», мы все сильно рисковали. Все: партнёры, другие актёры, театральные цеха, готовившие постановку, администрация. И очень надеемся, что этот ввод привлечет зрителей и на спектакль, и к этой проблеме. Проблеме социализации детей-инвалидов. Все, кто мне звонили после спектакля, говорили, что это такая правда, так страшно, а никто не хочет этого видеть. Обычно хотят отвернуться, когда видят ребёнка-инвалида, спрятаться, сделать вид, что ничего не происходит. А во время этой постановки мы наблюдаем за таким ребёнком два с половиной часа. И в конце, когда происходит это чудо - девочка прозревает, не в физиологическом смысле, а в душевном, интеллектуальном, такой катарсис у зала. Через боль, через призму жути, когда несоциализированный ребёнок из дикого существа, грязного, неадекватного медленно, медленно, но превращается в человека. С интеллектом, с пониманием мира.  Это спектакль о том, что нужно верить, и любовь сотворит невероятные вещи. И конечно, ещё это история о педагоге и ученике».

 

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте