В волгоградском НЭТе растят Джульетту в своём коллективе
№ () от 22 октября 2019 [«Аргументы Недели Волгоград», Наталья СПЕКТОРОВА ]
Новый театральный год волгоградский НЭТ начал старыми постановками. Прошлый сезон они были «под запретом» из-за изменившегося политико-культурного ветра и прихода нового худрука. После того как Никита Ширяев покинул здание на улице Мира, НЭТ возвращается к прежним репертуарным спектаклям. Но в оправдание своего названия, снова ставит эксперименты.
В главной роли спектакля «Сотворившая чудо» дебютировала девятилетняя Олеся Мелешникова. Трудная роль в постановке по знаменитой во всём мире пьесе. Одноимённый голливудский фильм получил «Оскара». Олеся сыграла слепоглухонемую девочку. Это большая главная роль.
Сначала с закрытыми глазами
- Олеся, кому пришла мысль пригласить тебя? Кто предложил тебе сыграть в спектакле?
- Я пришла из школы в театр, а Тамара Конопатова (актриса НЭТ, исполнительница главной роли в спектакле «Сотворившая чудо» - ред.) встретила мою маму и сказала, что думает, что я подойду на эту роль. Я спросила: «На какую роль я подойду?» Она опять сказала: «Можешь пройти, как слепая?». Я прошла, а она сказала: «Ну, она точно может, будем репетировать».
- А откуда ты знаешь, как слепые ходят?
- Я представила. Сначала закрыла глаза и прошла, а потом с открытыми.
- Ты, наверное, в театре с памперсов рядом с мамой и папой, поэтому для тебя сложного мало?
- Да, легко.
Мама Екатерина: «Можно я вклинюсь и дополню? Спектаклю пять лет, и за это время у нас было две исполнительницы этой роли. Обе по очереди ушли в декрет и родили детей. Вторая вот буквально накануне. И сложилось так, что надо было вводить кого-то нового. Приходили замечательные студентки, но Тамара предложила попробовать Олесю. Вообще, когда Отар Иванович задумывал первую постановку, он искал девочку. Вот и сейчас стали рассматривать кого-то из театральных детей.
- Олеся, а конкурентки у тебя были?
- Нет.
- Сразу только тебе предложили, и всё получилось?
- Ну, да.
Мама: «Из детей, действительно, больше никого не рассматривали. Вообще, роль – слепоглухонемой ребёнок, абсолютно не умеющий общаться с окружающим миром - сложнейшая. Поэтому был риск, и мы это не сами решали. Показали Ангелине Анатольевне Шершень, она сейчас и.о. худрука театра)».
- Да, мы ей показали сцены из первого акта.
Мама: «Вместе с ней были ещё несколько наших взрослых товарищей, все посмотрели, и дали добро. Хотя вводить ребёнка было очень сложно. Мы и с опекой связывались, подписывали кучу разных разрешений. В основном все сцены у Олеси с Тамарой Конопатовой. Я играю маму в этом спектакле, и у меня было двойное напряжение. Мало того, что думала о себе, но в первую очередь – о ней. Страшно ребёнка выводить во взрослый спектакль, а собственного – вдвойне. Наш папа смотрел из зрительного зала».
- И что тебе родители сказали после спектакля?
- Они сказали, что я большая молодец, и все родственники поздравили. А ещё подарили большого белого медведя.
Физ.культурная энергетика
- Вижу, ты очень энергичная девочка. Твоя энергетика тебе в школе мешает или помогает?
- Помогает. Я все время тяну руку, меня никто не спрашивает. Сегодня на окружающем (окружающий мир – школьный предмет) все время тянула - вчера долго учила реферат. Потом не тянула, ведь учитель думает, раз руку не поднимает – не готов. Но это тоже не сработало.
- А в чём конкретно помогает энергетика?
- На физкультуре у меня хорошие оценки. Хвалят.
- Ты других актрис видела в этой роли?
- Да, на этот спектакль я пошла лет в семь. Смотрела с Викой, с Дашей (актрисы НЭТ).
- И как думаешь, у тебя лучше получилось?
- Думаю, у них лучше.
- Ты скромная?
- Ну, да.
- А ты знаешь, что такое звёздная болезнь?
- Да, знаю. Это когда ты кайфуешь, и тебе все служат, что ты сыграл такую роль. Но у меня нет звёздной болезни.
- Есть рецепт, как ей противостоять, или ты не думаешь, и просто живёшь?
- Просто радуюсь жизни, и жду следующего спектакля.
- А как ты готовилась к роли?
- Смотрела фильм, который получил «Оскар». И читала книгу Элен Келлер «История моей жизни». Учила азбуку Дактиля.
9 с половиной. Лет. Упрямство переходного возраста
- Оценки в школе, они важны?
- Важны оценки в четверти. Потому что все оценки складываются, и получается одна.
- Родители ругают за плохие оценки?
- Не настолько сильно. Я просто исправляю, и они радуются.
- А эксперименты с внешностью у тебя бывают?
- Крашусь маминой косметикой.
- Если ты что-то захочешь, а родители тебе это не разрешать, ты согласишься или будешь добиваться?
- Буду добиваться.
- А если захочешь какую-то причёску, а мама не разрешит? Наголо постричься, например.
- Я не хочу наголо, наоборот, хочу волосы до пояса отпустить, а мама не хочет.
- Мама правильно делает, что не разрешает?
- Думаю, нет, я правильно. Потому что для меня моё мнение важнее. И это моя мечта. Мама говорит, с этими волосами надо морочиться, много шампуня на них тратится. Надо расчёсывать, делать причёски. Для неё главное – быстрота, а для меня – красота.
- Книги ты читаешь? Что вообще любишь?
- Читать люблю, сейчас читаю «Маленького принца», уже второй раз. Люблю смотреть советские фильмы. И слаймы.
- Слаймы? Это что?
- Это такие штуки, которые взрослые не любят. Лизуны. Из них можно лепить фигурки, некоторые как вода, другие – воздушные. Есть тянучие, есть твёрдые.
- А как в школе относятся к тому, что ты играешь в театре?
- Сегодня я принесла программку в школу, многие сбежались, просили посмотреть. Сидели с открытым ртом. Многие одноклассники ходили на этот спектакль, и им очень понравилось.
- Ты хочешь…
- Да. Хочу актрисой быть. И именно в этом театре.
- Продолжить династию. И родители тебя поддерживают, конечно?
- Папа не хочет. Говорит, представь: даже если у тебя будет температура 39, ты должна выходить на сцену.
- Да и других проблем много: тебе хочется сыграть какую-то роль, а режиссёр почему-то считает, что ты не будешь её играть. Или есть кто-то другой на эту роль.
- А ничего страшного. Я буду смотреть. Поставят в другой спектакль.
Примеряем на себя
- Традиционный для актрисы вопрос, какие творческие планы?
- Буду ждать декабря, потому что в декабре, возможно, поставят в план этот спектакль. Терпеливо жду декабря. А пока занимаюсь хореографией в студии «Вдохновение» и ещё в театре-студии «Ступени».
- А какие роли ты ещё хочешь сыграть?
- Мечтаю сыграть в «Безымянной звезде» Мону. Горничную в «Шикарной свадьбе», я люблю комедийные роли. «Маскарад» мне очень нравится.
- А в «Маскараде» главную роль? Нину?
- Да, но мне все говорят: «Надо играть эту… Ну, в которую папа влюбился» (папа- Виталий Мелешников – актер НЭТа).
Мама Екатерина подсказывает: «Баронессу».
- Да, баронессу. Все говорят, что Нина по роли должна умирать, а я все равно хочу сыграть Нину.
- Это сложно.
- Нет, легко.
- А те роли, что мама играет, не хочешь?
- А какие у тебя есть (смотрит на маму)? Э-э. Тут надо подумать… «Отель двух миров», мне очень понравилась роль - Лору она играла.
- А «Ромео и Джульетта» тебе нравится?
- Да, конечно.
- А там кого бы ты мечтала сыграть?
- Ну, конечно, Джульетту.
Мама Екатерина: Нам Настя Фролова (актриса НЭТ) сказала: «Олеся, я бы тебе с удовольствием передала роль Джульетты, подрастай, лет в 14 уже можно будет».
- А ещё моя любимая героиня из фильмов – Диана из «Собаки на сене». Хочу её сыграть. У меня на диске есть этот фильм, и я уже учу роль.
- А на кого ты похожа?
- На папу. Все говорят, на маму похожа, но я похожа на папу.
- Все говорят, а ты считаешь по-другому?
- Я кудрявая. Мама тоже была кудрявая, но она все время вытягивает волосы. А папа не вытягивает, я его барашком называю. И у него голубые глаза. А у мамы зелёные. Папа – правша, а мама – левша. И я - правша.
- Убедительно. Ну, а какие песни ты любишь?
- «Незабудка».
- Это из «Незнайки» что ли?
- Нет, это Тима Белорусских (лукаво смотрит на маму, мама разводит руками, Олеся заливается смехом). А ещё люблю песню «Паруса».
- А это какой стиль музыки?
- Ма-ам?
Мама: «Да я понятия не имею, о ком ты говоришь. Дома ты какие песни слушаешь, поёшь?»
- Из советских фильмов. «Дартаньян и три мушкетёра»… «Двенадцать стульев»… «Обыкновенное чудо».
- Вот про слаймы я уже поняла, а ещё что-то ты коллекционируешь, собираешь?
- Я собираю… Что я собираю…
Мама: «Собираешь…»
- Э-э, ну да, собираю.
Мама: «Всей семьёй мы собираем… Что?»
- Деньги.
Все смеёмся.
- Я бы тоже так ответила.
Мама не оставляет попыток: «Дарят нам что?»
- Тоже деньги?
Мама: «У тебя полная полка».
- А-а! Я коллекционирую стеклянные игрушки! Ангелочков, зверушек, слоников, петушков. Люблю их переставлять. А ещё собираю ракушки.
Это когда тебя понимают
- Вот если бы твоя героиня пришла в твой класс. Учиться бы она, конечно, с вами не смогла, но если бы просто пришла к вам…
- Я бы попыталась ей что-нибудь написать. Объяснить.
- Как?
- На азбуке Дактиля.
- Ах, да, ты же выучила её.
- И познакомилась бы с ней.
- А другие бы как к ней отнеслись, только честно?
- Думаю, они бы испугались. Потому что неприятно смотреть на человека, который не умеет общаться, который всё рушит, ломает.
- А почему так происходит?
- Она не понимает, что говорят другие, что говорят о ней, что хотят. И они не понимают, что она хочет от них.
- Они могли бы её обидеть?
- Думаю, да.
- У вас в классе бывают ситуации, когда дразнятся, ссорятся?
- Сегодня мальчики дрались.
- Тебя дразнят?
- Нет, потому что я со всеми дружу. И с двоечниками тоже.
Мама Екатерина: «Можно я ещё добавлю? Конечно, вводя Олесю в спектакль «Сотворившая чудо», мы все сильно рисковали. Все: партнёры, другие актёры, театральные цеха, готовившие постановку, администрация. И очень надеемся, что этот ввод привлечет зрителей и на спектакль, и к этой проблеме. Проблеме социализации детей-инвалидов. Все, кто мне звонили после спектакля, говорили, что это такая правда, так страшно, а никто не хочет этого видеть. Обычно хотят отвернуться, когда видят ребёнка-инвалида, спрятаться, сделать вид, что ничего не происходит. А во время этой постановки мы наблюдаем за таким ребёнком два с половиной часа. И в конце, когда происходит это чудо - девочка прозревает, не в физиологическом смысле, а в душевном, интеллектуальном, такой катарсис у зала. Через боль, через призму жути, когда несоциализированный ребёнок из дикого существа, грязного, неадекватного медленно, медленно, но превращается в человека. С интеллектом, с пониманием мира. Это спектакль о том, что нужно верить, и любовь сотворит невероятные вещи. И конечно, ещё это история о педагоге и ученике».