Мюзикл "Анна Каренина" в Театре оперетты неизменно идет с аншлагами, но искушенные театралы его приняли достаточно холодно и говорят, что полные залы - это маркетинговый ход. Давайте разберемся, как прижилась русская классика на современных театральных подмостках?
Если честно, я долго не хотела идти на этот мюзикл, потому что считала его неактуальным, устаревшим, не способны найти отклик в сердцах нынешних миллениалов. Ну разве станут они сочувствовать тетке, которая прыгнула под поезд из-за того, что наскучила любовнику или потому, что ее хейтит общество? В наше время все противоречия между долгом и чувствами давно и бесповоротно решены в пользу последних. А ответственность успешно заменена на алименты и совместную опеку над детьми.
Поэтому была уверена, спектакль будет провальным, но я не учла способность продюсера Тартаковского из любого бревна создавать коммерческий продукт и просчиталась. У мюзикла «Анна Каренина» есть одно неоспоримое преимущество – это деньги, вбуханные в постановку. Стенография и машинерия сцены поражают, все сделано с размахом – и свет, и мультимедийное оформление, и шикарные костюмы.
Отечественный зритель не избалован, бродвейские мюзиклы мы видели разве что на видео, а любая франшиза, столкнувшись с российской действительностью обычно превращается в постановку «а и так сойдет, все равно схавают». А потому от обилия высокотехнологичных наворотов на сцене Театра оперетты даже я почувствовала себя туземцем, которому показали сверкающие бусики. Хорошо это или плохо, но после «Карениной» многие будут смотреть на стенографию других спектаклей как на самодеятельность в сельском клубе. Но это если для вас важно, чтобы, как говорится, все было «дорого-богато».
Что еще можно отнести к плюсам Карениной? Несомненно, хореографию и музыку. Ирина Корнеева – прекрасный постановщик и у меня лишь две претензии к хореографии: на мой взгляд мазурка должна быть все же похожа на мазурку, а сенокос в российской деревне вот совсем не должен напоминать выступление стриптизеров в «Красной шапочке».
Вообще это главное огорчение - там, где можно было разнообразить и музыкальный ряд, и хореографию настоящим русским фольклором, пусть и в современной обработке, обошлись беременной бабой в платочке. А потому музыка в спектакле хоть и яркая и местами хитовая, но за 2,5 часа при очень динамичной смене декораций и локаций создается ощущение монотонного однообразия. И вот на этом, пожалуй, все плюсы спектакля и закончились. И начинаются минусы.
И первый – это откровенно слабый и убогий текст. А мне, казалось, классика обязывает хотя бы не лепить халтуру.
«Надо проще смотреть на вещи
Философиям назло
Живите легче, легче, легче
Тогда не будет так тяжело»
Глобальная мысль, не правда ли? И даже музыка в этом фрагменте, несомненно хитовая, не способна сгладить скудность рифмы. Мы смотрели спектакль в партере и слышно было хорошо, о чем я местами жалела, представляя как мастер слога Лев Николаевич в гробу переворачивается. Не знаю, как как все это произносили актеры, но я бы точно поперхнулась.
Кстати, об актерах, игру их если и не нельзя назвать плохой, то точно so so: жесты опереточные, чувства наигранные. Мне вообще временами казалось, что они сами не понимают, что делают на сцене и почему лезут на лестницу, изображая страдания. Но это уже вопрос к режиссуре.
Екатерина Гусева, а мы видели Анну в ее исполнении, местами просыпалась и начинала давить трагедию - горе матери, тоскующей по сыну, пожалуй, было вполне натуральным, а вот любовь откровенно не удалась. Между главными героями нет даже намека на страсть, ни грамма химии.
В одном из интервью, Гусева призналась, что ей жаль Каренину, однако до конца понять и принять ее она не может, потому что сама принадлежит к тому типу женщин, которые никогда не бросят семью и ребенка ради любви. Может ли актер хорошо сыграть роль, если осуждает своего героя? Хороший, наверное, может. Гусева не смогла. Ее Анна получилась поверхностной, истеричной, какой-то скомканной. Актриса говорила, что в Карениной слишком мало рационального, но много чувственности. Увы, у вас Екатерина Константиновна, у вас не получилось ни того, ни другого!
Пожалуй, самый продуманный в спектакле образ у Александра Маракулина - Алексей Каренин. Его эмоции, реакции на происходящее, внутренние изменения были самими простроенными и понятными зрителю. Глядя на остальных, возникало недоумение и уже по Станиславскому хотелось крикнуть: «Не верю!». Но опять же, вопросов тут больше к режиссеру.
В общем шикарный поезд в конце спектакля был гораздо убедительнее многих актеров на сцене и создалось ощущение, что игра не стоила свеч, потому что бросаться под него ради такой любви точно не стоило.