> Вампиловский фестиваль: от Пелевина до Пулинович - Аргументы Недели Иркутск

//Культура 13+

Вампиловский фестиваль: от Пелевина до Пулинович

№  () от 24 сентября 2019 [«Аргументы Недели Иркутск», Антон Кокин ]

Сцена из спектакля «Где зарыта собака». Фото Роман Кириченко

В Иркутске завершился Международный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова. На главном театральном смотре Прингарья, проходящем раз в два года, в этот раз свои спектакли представили 19 театров из семи стран. Посетить все мероприятия более чем насыщенной программы не представлялось возможным — постановки шли одновременно на нескольких сценах, билеты были раскуплены задолго до показов, да к тому же, помимо самих спектаклей, было еще много интересного. Корреспондент «АН» постарался увидеть фестиваль с разных его сторон.

Вокзал для двоих, не считая собаки

Театр комедии им. Н. П. Акимова из Санкт-Петербурга привез на фестиваль спектакль «Где зарыта собака». Постановка, помимо знакомства с новым для Иркутска театральным коллективом, привлекла внимание тем, что в ее основе лежит пьеса известного прозаика Алексея Слаповского, а за режиссуру отвечал не менее знаменитый актер театра и кино Сергей Пускепалис. Впрочем, говорят, что творческий тандем драматурга и режиссера сложился давно, тем интереснее было увидеть результат их новой совместной работы. Премьера состоялась весной 2017 года, и, судя по тому, что спектакль жив и доехал до Иркутска, петербургской публике он пришелся по вкусу. С самого начала театр комедии им. Н. П. Акимова начинает интеллигентно подтрунивать над зрителем, вовлекая его в некую игру. Так, уже в программке под названием «Где зарыта собака» значится «Не комедия, но в двух действиях, но без антракта». А перед началом действия приятный женский голос цитирует автора Алексея Слаповского: «Настоящий театр, конечно, не на сцене и даже не в реальности, а в головах людей. Никому не видимый и не слышимый…»

И действительно, по ходу пьесы зрители убеждаются, что спектакль по большей части строится на воображении героев, которые по-разному представляют себе свою и чужую жизнь — мужчины и женщины, волею судеб повстречавшихся в привокзальном медпункте заштатного провинциального городка. Очевидно, что между ними, несмотря на первоначальные разногласия и даже вспыхнувшую вражду, промелькнет искра и возникнет симпатия. Однако каждый из них вернется к своей жизни во втором акте, который предлагают посмотреть в финале. Второе действие, по задумке режиссера, состоит в двух параллельно транслируемых семейных ужинах. Это, конечно, шутка. Но смысл выражения, взятого в название спектакля и пьесы, в данном случае означает, что не так-то просто изменить свою жизнь, если тебе уже глубоко за сорок. Больной собачки, принесенной в медпункт, здесь явно недостаточно.

Смерть как пространство для жизни

Не отставали от приезжих и местные коллективы. К примеру, главный организатор фестиваля — Иркутский драматический театр им. Н.П. Охлопкова — представил в эти дни сразу три своих новых постановки. И самым интересным из них оказался спектакль по ранним рассказам Виктора Пелевина «Ухряб».

Еще пару лет назад невозможно было представить себе спектакль по Пелевину ни на одной из сцен иркутской драмы. Однако с приходом на должность главного режиссера Станислава Мальцева ситуация стала меняться, и вот уже молодая поросль из актерской братии ставит смелые эксперименты. Артисты драмтеатра Василий Конев и Артем Яцухно, параллельно с игрой на сцене осваивающие режиссуру в институте имени Щукина, обратились к интересному материалу. Взяв за основу небольшие рассказы одного из самых модных и одновременно парадоксальных писателей современности, они сшили из них некое лоскутное, чисто пелевинское одеяло, которое мерцает разными узорами, красками и смыслами. Все тексты (среди которых «Бубен верхнего мира», «Вести из Непала», «Синий фонарь», «Тайм-аут», «Ухряб») так или иначе объединены темой смерти и нашего отношения к ней. По Пелевину само слово «Ухряб» означает смерть. А что если все мы давно умерли, но продолжаем существовать в некой параллельной реальности? В общем-то, эта мысль у Пелевина проходит красной нитью через все его произведения, и роман за романом он просто по-разному ее обыгрывает, а читатель пускай делает выводы сам. Так же и в этом спектакле — местами уморительно смешном, странном, мистическом и, конечно же, постмодернистском, для которого игра как онтологическое и философское понятие становится основной движущей силой. Сами создатели назвали «Ухряб» эскизом, но по просмотру ясно, что он вполне может войти в репертуар как полноценный спектакль и точно обретет своих поклонников.

Свой путь Ярославы Пулинович

Наряду с показами спектаклей, на Вампиловском фестивале хватало и других мероприятий, так называемой параллельной программы. Обсуждения показов, «круглые столы», посвященные проблемам современного театра, режиссуры, актерского мастерства, мастер-классы, лаборатория современной драматургии. Одним из самых интересных событий параллельной программы стала читка пьесы «Свой путь». Автор текста — уральский драматург Ярослава Пулинович, несмотря на молодой возраст, уже награжденная всеми мыслимыми театральными премиями, чьи пьесы идут в десятках, если не в сотнях театров по всему миру. Собственно, и на этом фестивале ее имя присутствовало сразу на нескольких афишах — недавно поставленного в Иркутском драматическом театре спектакля «Земля Эльзы», привозной постановки «Зулейха открывает глаза», где Ярослава стала автором инсценировки, и наконец читки ее новой пьесы.

«Свой путь» рассказывает о редких (примерно раз в пять лет) встречах двух людей — мужчины и женщины. Ее зовут Вера, его — Петр, но каждый раз он представляется по-новому, при этом меняя свое мировоззрение и пытаясь навязать его «сестренке», как он называет свою знакомую. С одной стороны, каждый из них константа: Вера остается твердой в своих убеждениях, она из тех, про кого говорят: человек с внутренним стержнем, сильная женщина. Петр тоже постоянен в своих переменах, он меняется вместе с внешними обстоятельствами — первая встреча случается в 1987 году (он слушает Джима Моррисона и больше всего на свете ценит внутреннюю свободу), потом в 1992-м (и он уже бизнесмен, считающий, что главное в жизни — это деньги). Затем Петр станет священником, оппозиционером, отшельником и бог знает кем еще. Так, последняя встреча героев происходит в 2025 году.

Перед читкой автор рассказала, что услышала реальную историю про человека, который в разные периоды жизни был шаманом, депутатом, музыкантом и так далее. «Я, как только услышала это, сразу поняла — это пьеса», — рассказала Ярослава, но из вроде бы легкой, почти комической истории про человека, способного «переобуться в полете», создала глубокую вещь, в иносказательном смысле затрагивающую историю страны.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте