Привет, привет, дорогие читатели газеты «Аргументы недели»! Я, Сергей Шолохов, по традиции расскажу вам о том, что творится в основном конкурсе 76-го Международного кинофестиваля в Венеции. Сейчас фестиваль в разгаре, но главные звёздные фильмы уже были показаны, а потому можно подводить предварительные итоги. Станут ли венецианские кинохиты прокатными блокбастерами, судить вам, дорогие читатели, если проголосуете за них покупкой билетов на киносеансы. Но даже если не станут – в историю кино они точно войдут, ибо Венецианский МКФ – один из немногих летописцев этой истории.
ПОКЛОННИКИ Брэда Питта удовлетворят свою истому созерцать неувядающего секс-символа уже нескольких поколений благодаря новому космическому шлягеру Джеймса Грея «К звёздам». У этого режиссёра уже есть «венецианская репутация»: «Серебряный лев» за фильм «Маленькая Одесса» 1994 года. Там конфликт между отцом, эмигрантом из Одессы, вывезшим свою семью на Брайтон-Бич, что в Нью-Йорке, и его сыном бандитом (Тим Рот), становится системообразующим в дальнейшем творчестве режиссёра. И вот теперь на новом витке в фильме «К звёздам» опять в центре взаимоотношения отца в исполнении Томми Ли Джонса и сына в исполнении Брэда Питта. Папаша с секретной миссией летит к Юпитеру, чтобы там исследовать угрозы земной цивилизации и разобраться с их происхождением. Они – порождение инопланетного зловредного разума или чисто природное явление, которое просто нельзя описать при помощи таблицы Менделеева. И вот герой Томми Ли Джонса затерялся и не подаёт сигналов уже 30 лет. Сына космолётчика отправляют на его поиски. Во время полёта в неизвестность авторы фильма впрыскивают в его тело всё новую информацию, чтобы Брэд Питт на неё реагировал и нам было не скучно. И Брэд Питт реагирует, камера снимает его крупным планом в салонах звездолёта и космических станций, где на заднем плане маячат экраны мониторов, потоки бегущих цифр, однообразные панели, прошитые проводами. На таком фоне и Харви Вайнштейн покажется интересным мужчиной, что уж говорить о Брэде Питте. Он, впрочем, мастерски изображает чувства, особенно сыновьи. Хотя отца он в сознательном возрасте не видел и сыновний долг, пережитый им так чувственно, кажется несколько наигранным. Но это не важно. Поклонники звезды в любом случае разочарованы не будут. Но что касается «Льва», то тут у меня есть сомнения. Впрочем, решения жюри буду комментировать в следующем номере.
Из звёздных фильмов не могу не выделить франко-итальянский фильм Романа Полански «Офицер и шпион», который посвящён делу несправедливо обвинённого в измене в пользу Германии капитана французской армии Альфреда Дрейфуса в 1895 году. Его играет (довольно беспощадно к своему статусу секс-идола молодёжной Франции – см. «Мечтатели» Б. Бертолуччи) Луи Гаррель. А другая французская звезда Жан Дюжарден («Артист» – «Оскар», «Пальма» за лучшую мужскую роль) играет честного шефа французской военной тайной полиции, который, будучи назначенным на должность, дающую доступ к секретам и тайнам, обнаруживает, что дело против Дрейфуса сфабриковано. Фильм интересен не только изумительной игрой артистов и воссозданием атмосферы Парижа тех лет с деталями и подробностями, которые имеют захватывающе правдоподобные колорит, звук и дизайн, но и нерушимой верой автора в победу добра над злом и конечное торжество справедливости. Пожалуй, это самый личный фильм Полански, в свои 86 лет сделавшего фильм, который поражает кроме всех прочих заслуг уникальной бодростью молодого духа.
Среди звёздных фильмов нельзя не отметить просто выдающийся, на мой взгляд, фильм Тодда Филлипса «Джокер» с Хоакином Фениксом в главной роли. Т. Филлипса вы, может быть, помните по таким шлягерам, как «Мальчишник в Вегасе» или «Борат». Ну а Х. Феникса представлять не стоит. Скажу только, что запомнил его в картине Гаса Ван Сента «Умереть за» с Николь Кидман в главной роли. Играл он там похотливого старшеклассника, заглядывающего под юбку училке (Кидман). С тех пор утекло много кинематографической воды, и вот новая роль Джокера – пример виртуозной актёрской работы. Преображение клоуна Пьеро, всеми гонимого, обижаемого, битого и обманутого (собственная мамаша ему всю жизнь врала), в Арлекина – Джокера, беспощадного (чуть было не написал «к врагам Рейха»), бесчеловечного поэта зла и агрессии, творится Хоакином Фениксом на наших глазах сказочно-убедительно, даже как-то сладострастно. Убийство следует за убийством, и если сначала присутствуют какие-то мотивы (в ответ на издевательства, на ложь), то вскоре зло становится самостоятельной упоительной субстанцией, которую Джокер несёт в себе и распространяет вокруг себя. Мир погружается в нирвану зла и превозносит нового кумира, делая из него божество. Феникс демонстрирует просто феерическое актёрское мастерство. Фильм смотрится на одном дыхании. Очень советую не пропустить. Только постарайтесь смотреть этот фильм с оригинальным звуком, с субтитрами. Наверняка можно найти и такие сеансы.
Из женских ролей на данный момент на первом месте у меня неподражаемая Мэрил Стрип, которая сыграла несколько ролей в фильме Стивена Содерберга «Прачечная». Эта актриса воистину не знает себе равных. И в «Прачечной» она показала настоящий фейерверк своих актёрских возможностей. Уморительная история отмыва денег через фиктивные фирмы и подставных лиц, сеть которых опутывает все страны и континенты, рассказанная с комментариями в стилистике парного конферанса «ведущих» Гарри Олдмена и Антонио Бандераса, одетых для стендапов богато и вульгарно одновременно, открывает нам страницу нового жанра плутовского кино, который пока не очень чтобы сильно был развит.
Но Содерберг, ворвавшийся в фестивальный космос своим ярким дебютом «Секс, ложь и видео» и немного скисший в разработке традиционных жанров, на этот раз блеснул искромётным юмором, точным темпоритмом, безукоризненной работой актёров и воздвиг над этим замком-лабиринтом кинематографическую статую свободы в образе божественной Мэрил Стрип, которая, родись она в античные времена, безусловно, была бы возведена в жрицы при храме Аполлона в Дельфах.
«Ну а где русские?» – спросите вы. Правильно, в конкурсе наших опять нет. А без новых фильмов А. Сокурова и А. Кончаловского (А. Звягинцев переместился в Канны) как-то нет былого спортивного азарта, ведь так естественно болеть за наших. Тем более что они всегда умудрялись в Венеции получать важные призы. Но вот русское присутствие на этот раз было вполне ощутимо. Дело в том, что в основной программе вне конкурса показали новые серии абсолютного хита лучшего на сегодня итальянского режиссёра Паоло Соррентино «Новый папа» с Джудом Лоу и Джоном Малковичем в роли пап. Так вот, в одной из главных ролей этого телехита снялась русская актриса Юлия Снигирь, причём сыграла великолепно, никакой дистанции между кинообразом и своим прекрасным «Я» не допускала, преображение в кадре было полным и увлекательным. Так что поздравляю и Юлию, и Соррентино с удачным casting, и всех нас с перспективой посмотреть отличное кино.
А сейчас я, Сергей ШОЛОХОВ, прощаюсь с вами, дорогие читатели и кинозрители, в следующем номере «АН» я подведу итоги 76-го МКФ в Венеции и прокомментирую решения жюри, а теперь до свидания, пока-пока!