//Культура 13+

Камерный оркестр «Виртуозы Амура» побывал с концертами в Японии

, 10:17 [ «Аргументы Недели. Хабаровск», ]

Камерный оркестр «Виртуозы Амура» побывал с концертами в Японии
Фото Руслана Антипинского

Это была первая и некоммерческая поездка коллектива Хабаровского музыкального театра в Токио по приглашению общества «Японско-Российского центра молодёжных обменов». Она случилась под занавес начавшегося летом 2018 г. перекрестного года Японии в России. Недельное творческое путешествие было наполнено виртуозной музыкой, незабываемыми эмоциями, переходящими в шок и даже небольшими открытиями.

По прибытию из страны восходящего солнца, руководитель камерного оркестра и главный дирижер музыкального театра Руслан Антипинский, который не смотря на свою молодость уже хорошо известен любителям музыки как организатор двух музыкальных коллективов – камерного («Виртуозы Амура») и детско-юношеского, поделился своими впечатлениями.

О музыке

– Сколько вы дали концертов и какими они были?

– У нас было два выступления. Первое – в лицее при университете Васэда. Он широко известен как один из двух наиболее престижных частных университетов Японии. Мы играли одно отделение в концерте с японским оркестром в зале на полторы тысячи мест с потрясающей акустикой. От звука у всех наших музыкантов случился эстетический шок. Сцена в зале была небольшой, но как звучали там инструменты и голос вокалистки Ольги Жигмитовой, певицы Бурятского театра оперы и балета, которая путешествовала вместе с нами – не передать словами!
Профессионалы меня поймут, что происходит с музыкантами, когда на сцене и, что немаловажно, в зале слышны все нюансы: от малейшего пианиссимо до фортиссимо. При этом звук не гуляет, он собран. У нас подобное редко встретишь.
Второе выступление состоялось в токийском театре «Кай». Здесь, в основном, показывают драматические постановки, а концерт организован впервые. У нас было полноценное выступление в двух отделениях. Зал театра, напротив, был небольшой, камерный, но при этом также – безупречная акустика. Всё продумано до мелочей, как впрочем, и вообще жизнь в Японии.
В первом отделении с нами выступал японский скрипач Джут Танимото. Его хабаровчане, думаю, хорошо помнят, потому что Танимото уже двадцать лет приезжает с концертами в Хабаровск. Наш оркестр в прошлом году сыграл с ним в институте культуры, и вот – в Токио.
Мы играли произведение японского композитора: фантазию для двух скрипок с оркестром. Вместе с Танимото вторую скрипку исполнила концертмейстер оркестра музыкального театра Наталья Царик. Также звучал Бах – концерт № 1 в трёх частях и «Серенада для струнного оркестра» Чайковского. В этой части концерта к нашему коллективу присоединились японские студенты. Я был изумлён, что им хватило одной репетиции и свои партии они играли наизусть! А программа была сложной.
Нашим сюрпризом для слушателей стали романсы композитора Сергея Рахманинова и его знаменитый Вокализ. Вообще такое исполнение считается редким, ведь меццо-сопрано обычно не поют вокализы. Но мы постарались, и на мой взгляд, получилось неплохо.

– Как воспринимали японцы ваше выступление?

– Они очень тепло отнеслись к концерту. Оказывается, японцы сильно любят русскую музыку. Некоторые даже говорили: «нам японскую не надо». Русская душа, глубина, размах в музыке – японцам ближе. Ещё отмечали, что нам нужно больше общаться, чтобы научиться лучше понимать друг друга. Ведь искусство вне политики.
А сближает японских зрителей и музыкантов хорошая традиция. Сразу после концертов, не переодеваясь исполнители всегда выходят в фойе театра и отвечают на вопросы. Так случилось и у нас. И очень важным оказалось сразу после исполнения услышать отзывы зрителей, чтобы понять – на правильном ли ты пути. Японцы спрашивали, почему в нашем оркестре нет мужчин скрипачей. Им было это в диковинку. Я ответил, что в Хабаровске на скрипках играют в основном девушки, так уж сложилось. Спрашивали также про русские произведения, которые мы играли и говорили, что хотят больше слышать именно их. Потому что через русскую музыку японцы познают русскую душу.
А позже скрипач Танимото, который с нами играл, высказал в соцсетях на русском языке свои ощущения о совместном выступлении. «Волшебный концерт с коллегами из Хабаровска! … Удивительно, что дирижер очень чутко воспринимает японский элемент музыки в фантазии для двух скрипок композитора Дан Икума, особенно в той части, где есть мистика. И музыкальный диалог в этой музыке удался между мной и солисткой Натальей, также всеми музыкантами оркестра, которые полюбили играть это произведение...»

О Японии

– Какие у вас впечатления от Токио?

– Нам повезло, что мы всю неделю жили в одном городе, потому сумели его получше узнать. Бывали в мастерской скрипичного мастера и в огромном музыкальном магазине знаменитой японской фирмы Yamaha. Это многоэтажный центр и на каждом этаже, мне кажется, можно провести целый день, изучая оркестровые инструменты, нотный материал.
Потрясло всех нас посещение токийской башни высотой в 450 метров, где просмотровые площадки с прозрачным полом. Это развлечение не для слабонервных. Не скрою – было страшно, волнительно, но мы сжали всю волю в кулак и поднялись. Сначала на 350 метров, потом ещё выше. Причём при взбирании башня под ногами шаталась! Впечатление, я скажу, фантастическое.
Весь наш коллектив также одевали в кимоно, и мы ходили в этом одеянии четыре часа по городу. Всем девочкам, оказалось, оно очень идёт, и как ни странно, ходить в кимоно удобно и легко.
Я открыл для себя Японию с очень интересной и в чём-то для нас непривычной культурой общения, поведения, быта. Это другой, ни на что не похожий мир. В некоторых моментах мы не могли друг друга понять даже с переводчиком.
К примеру, почему на улицах Токио нет мусорных урн, а вокруг идеальная чистота? Японцы не смогли объяснить этот феномен. У них так принято и сложилось десятилетиями. Но позже, наблюдая за людьми, мы сами поняли, весь мусор: фантики от конфет, упаковку от мороженого, использованные салфетки, и так далее, люди не выбрасывают на месте, а несут домой, потому что у них раздельный сбор мусора.
А японцев удивила наша система музыкального образования. Им непонятно, как можно учиться музыке бесплатно, ведь в Японии за образование платят, а у нас в школах, училищах и вузах есть бюджетные места и в некоторых инструменты ученикам предоставляются бесплатно.