Балалайка уже давно вышла за рамки народного инструмента
№ () от 23 июля 2019 [«Аргументы Недели Сахалин», Ольга Цыбкина ]
Балалайка наравне с матрешкой и самоваром – национальный бренд России. В представлении многих иностранцев русский – это человек с балалайкой в руке, в косоворотке и сыромятных сапогах, с усами и бородой. На самом же деле образ нынешнего музыканта далёк от этих описаний.
Сегодня гость нашей редакции – балалаечник из Южно-Сахалинска Сергей Антонов.
Год за три месяца
Сергей, почему балалайка? Тебя, наверное, многие об этом спрашивают?
Нормальный вопрос, всех интересует (улыбается). К выбору инструмента я пришел самостоятельно. Никто не заставлял. В семье нет никого, имеющего прямого отношения к музыке. Мама, правда, училась в музыкальной школе по классу баян. Мне хотелось пойти по ее стопам. Думал, тоже выберу этот музыкальный инструмент, но так получилось, что стал учиться игре на балалайке. Я до сих пор хорошо помню… Март 2008 года, я был дома с бабушкой. Просто сказал ей, что иду в музыкальную школу. И пошел… До конца учебного года оставалось три месяца, но каким-то чудом меня все же приняли. Тогда для всех стало шоком, что за три месяца я полностью освоил программу первого класса. Лично для меня это не было чем-то особенным. Наверное, просто не осознавал. А преподаватель с первых дней, видимо, что-то во мне разглядел. Самое интересное, что я влюбился в него с первого взгляда, в его игру, в его знания. Айрат Фаридович Галимов – если вы назовете это имя среди музыкантов, они сразу поймут, о ком идет речь. Пять лет назад он улетел с семьей в Новороссийск. Там с нуля организовал новый класс балалайки. Его воспитанники на областных конкурсах, которые проводятся в Краснодарском крае, Крыму, занимают сейчас первые места. Айрат Фаридович учился в Сахалинском колледже искусств, работал в детской школе искусств № 2 Анивы, потом в детской школе искусств «Этнос» и почти 10 лет отдал Детской музыкальной школе № 1 г. ЮжноСахалинска. Вот такой замечательный педагог… А любовь к инструменту у меня пришла с годами, пока учился. Все шло своим чередом, началась активная концертная жизнь, конкурсы. К 13 годам я осознал, что буду музыкантом. В семье никто не был против такого решения, наоборот, поддержали мой выбор, были рады, что я определился с профессией.
Как к твоему увлечению относились сверстники?
Сверстники гуляли после уроков, а я все свободное время проводил за инструментом. Естественно, это вызывало некий диссонанс в наших взаимоотношениях. И тем не менее, считаю, что мне повезло. Учителя в школе относились ко мне лояльно. Приходилось часто пропускать занятия из-за концертов, репетиций и конкурсов. Я мог улететь и на неделю, и на две, а это выбивает из учебного процесса. Приходилось «догонять», досдавать, и педагоги шли навстречу.
Ты являешься участником ансамбля народных инструментов «Братчина», давно попал в коллектив?
Четыре года уже. Как только окончил музыкальную школу, меня сразу же позвал в ансамбль его создатель и руководитель Сергей Геннадьевич Суханов. На тот момент я увлекался культурой XVII-XVIII веков и не долго думал, как ему ответить. Просто сказал: «Почту за честь».
Бас-гитара с балалайкой
Расскажи про свой первый инструмент.
Был 2008 год, октябрь или ноябрь. Мне восемь лет, окончил первый класс музыкальной школы, перешел во второй. И вот с педагогом мы отправились в Москву на международный конкурс «Планета детства». Первый раз летел на самолете. Было столько эмоций от поездки! Занял тогда второе место. После этого Айрат Фаридович подарил мне свой личный инструмент. Он прослужил мне 10 лет, и я его отдал на реставрацию знакомому мастеру в Москве. В профессиональные обязанности музыканта входит не только знание инструмента и умение на нем играть. Мы должны сами уметь настраивать и реставрировать их, если это возможно.
Сколько стоит хорошая балалайка?
Некоторые инструменты можно приобрести только на материке, и это брендовые вещи, которые в обычном магазине не купишь. Мастер сам решает, из какого вида дерева будет делать инструмент, это его право – экспериментировать. Хорошая концертная балалайка стоит в пределах 100 тысяч рублей. Моя – 80. Если с инструментом правильно обращаться, он может прослужить вам всю жизнь.
У балалайки три струны. Что можно сыграть на таком инструменте?
Да, у балалайки три струны: одна стальная и две нейлоновые или карбоновые. И сыграть на таком инструменте можно все, главное – сделать это качественно. Осенью мы от колледжа ездили с профориентационной работой в Шахтерск. На встречах я рассказывал ребятам о балалайке и о том, что на ней можно сыграть все что угодно, начиная от музыки, которую принято называть высокой (барокко, классика, романтика) и заканчивая современными произведениями. Мы сами подбираем современные пьесы, делаем на них каверы, ремиксы с ударными инструментами. С ансамблем «Джаз Тайм» подготовили целое попурри. Когда есть время, сидим с другом, подбираем музыку. У него бас-гитара, у меня – балалайка.
Насколько я знаю, только учебой и работой в Сахалинской областной филармонии (в ансамбле народных инструментов «Братчина») ты себя не ограничиваешь…
Когда учился на втором курсе колледжа, меня пригласили поработать в центральную детскую музыкальную школу. В качестве педагога взялся обучать несколько учеников. Еще работаю концертмейстером (аккомпаниатором) в музыкальной школе, где сам учился, – играю на домреальт в оркестре. Наверное, меня так воспитали: не могу сидеть на месте, бездельничать. Хочется сделать как можно больше и везде успеть. Иногда не все получается. Приходится что-то отложить на время, немного подкорректировать планы, но стараюсь довести все задуманное до конца.
Вершины нет
У всех есть свои кумиры. Особенно у людей творческой профессии. Кто те люди, на которых ты равняешься?
Могу назвать несколько. Первый – мой преподаватель, благодаря которому я научился играть на инструменте. Второй – Андрей Александрович Горбачев, заведующий кафедрой струнных народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных. Уникальный человек, который успевает все, у него больше 100 концертов в год. И еще один кумир Василий Васильевич Андреев, первый, кто создал школу игры на балалайке, прародитель оркестра русских народных инструментов. Это он поднял трехструнный инструмент с понятия народного до концертного и показал всему миру, на что способен один человек с идеей. Его пример вдохновляет меня на какие-то действия.
В чем вершина мастерства?
Совершенных музыкальных инструментов, на которых можно сыграть все – нет. Балалайка тем более несовершенный инструмент. Играя на ней, мы вынуждены обходиться тем, что есть: три струны, две из которых одинаковые, и таким образом еще сильнее урезаются технические возможности. Из-за небольшого диапазона звучания мы можем исполнять только некоторые переложения музыки с других инструментов. Так вот, вершина мастерства игры на инструменте в том, чтобы свои знания и умения воплотить на практике. И прекрасный пример тому – опять же Горбачев. Он переиграл огромный пласт музыки, созданной для балалайки и переложенной. Он играет сам и учит этому других. Другой пример мастерства – восьмилетняя Настя Тюрина из Тамбова. В столь юном возрасте она уже поучаствовала в конкурсе «Синяя птица», играет пьесы, которые не по силам даже студентам. Или Ваня Попов из Усть-Илимска, которому скоро исполнится 15 лет. Парень берет первые места во всех конкурсах, в которых участвует. Очень целеустремленный, знает, что делает. Думаю, он уже дорос до консерваторского уровня. А еще через несколько лет Настя достигнет того же. Отсюда следует вывод: нет предела совершенству, нельзя достигнуть вершины мастерства, потому что ее как таковой нет. Есть только уровень, который нам поставили. И если мы его достигли и начинаем делать что-то новое, тогда мы достойны внимания и признания.
Справка
Сергею Антонову 19 лет. Он лауреат различных всероссийских и международных конкурсов. Окончил Детскую музыкальную школу № 1 в Луговом и Сахалинский колледж искусств по классу балалайки. В колледже освоил игру на фортепиано, домре и всех видах балалайки.