12 июня в Кремле народной артистке СССР Татьяне Дорониной должны вручить орден «За заслуги перед Отечеством». Первой степени. Недоумения эта награда не вызывает: уж кто-кто, а Доронина её достойна. Недоумение вызывает, что это происходит сейчас. Когда театр, возглавляемый Дорониной более 30 лет, находится в руках совершенно посторонних этому театру людей (Бояков, Пускепалис, Прилепин). А сама актриса, якобы назначенная «президентом театра», в театре не появляется.
Татьяне Васильевне Дорониной прекрасно известны сокровища православной этики: молчание и недеяние. Она молчит. Ни в какие контакты не вступает. Грозное молчание Дорониной тревожит, беспокоит: она ведёт себя как архаический человек, не по законам сего дня, когда всё надо топить в океане пустых слов. Какое-то просто старообрядческое поведение, когда агитируемые за новую веру старообрядцы тихо говорили: «Не приемлем», затем поворачивались и уходили, без дискуссий. Доронина даже «не приемлю» не сказала. Всё и так ясно.
Кто-нибудь советовался с ней, «президентом театра», когда в репертуар брали опус И.Крепостного «Последний герой»? Сочинений такого низкого уровня в афише МХАТа не было никогда.
Могла ли при Дорониной состояться публичная читка «романа-селфи» Захара Прилепина «Некоторые не попадут в ад»? Совсем другой стиль завёлся в МХАТе – тошнотворно-фальшивый, когда о больших победах трубят загодя, когда имитируется хроническая бодрость под лозунгом «Всё у нас прекрасно, а будет ещё лучше». И в этой фальшивой бодрости самозванцев чувствуется что-то неосновательное, непрочное, недаром в названиях спектаклей упорно повторяется слово «последний»…
Татьяна Доронина получит орден за заслуги перед Отечеством – но она сама часть Отечества, часть его идеалистического, прекрасного, символического образа. Как можно было росчерком пера убрать её из театра, ею созданного, по сути – уничтожить, ведь её «президентство» пока что – фикция.
Подробности читайте в свежем номере "Аргументов недели".