Новый спектакль Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова «Чморик» по пьесе драматурга Владимира Жеребцова вырос из лаборатории современной драматургии «Другая сцена — другие спектакли». Этим проектом театр предоставил зрителям возможность самим решать, какие постановки они хотят видеть. В начале марта охлопковцы показали эскиз спектакля про армейские будни российских солдат-срочников в постановке Станислава Мальцева и тут же получили горячий отклик от публики — спектаклю быть! Спустя полтора месяца на «другой сцене» драмтеатра состоялась премьера.
Лаборатория современной драматургии, появившаяся в Иркутском драматическом театре с приходом нового главного режиссера Станислава Мальцева, вдохнула жизнь в «другую сцену» (она была задумана как пространство «смелых театральных идей»), и сделала общение со зрителем более доверительным. С современными пьесами у Иркутского драматического театра давние сложные отношения — руководство, скажем честно, их не очень любит, поэтому в репертуаре спектакли по произведениям ныне здравствующих драматургов присутствуют в сильно ограниченном количестве. Нововведения «другой сцены» призваны выправить эту ситуацию и в то же время косвенным образом переложить ответственность на зрителя — мол, вы сами выбрали это.
А между тем пьеса «Чморик (Подсобное хозяйство)», написанная башкирским драматургом Владимиром Жеребцовым, имела столичный успех уже в год своего написания, 15 лет назад, когда была поставлена в театре-студии «Табакерка» Олега Табакова. История из жизни солдат-срочников весьма неприглядным образом вскрывает изнанку российской армии и заставляет задуматься о том, можно ли сохранить нравственный стержень в среде, где любая человечность — это проявление слабости.
События разворачиваются в конце 80-х годов прошлого века в подсобном армейском хозяйстве, если точнее на свиноферме, недалеко от космодрома Байконур. Пока одни служат на сверхсекретном полигоне, связанном с освоением космоса, другие — чистят свинарники, таскают помои да потихоньку подворовывают со складов хозблока. Дедовщина цветет пышным цветом, поэтому сержант Хрустяшин (арт. Иван Алексеев) очень радуется, когда к нему на перевоспитание подкидывают салагу первого года службы Новикова (арт. Константин Агеев) — наконец-то появился кто-то более слабый и беззащитный, чем он сам. Впрочем, питерский студент оказывается не так прост — при всем своем тщедушии он оказывается сильнее всех — в нравственном смысле, и даже готов умереть за свои моральные принципы. И поразительным образом этот маленький луч света начинает пробивать тьму невежества, жестокости и злобы, причем не только пробивать, но и освещать, меняя всех вокруг себя.
Поначалу кажется, что «чморик» (кстати, это слово ни разу не звучит ни в пьесе, ни в спектакле) — это как раз он, Новиков, несуразный, нелепый, обреченный на погибель в этом армейском аду, но к концу становится ясно: нет, «чморик» — это Хрустяшин, несчастный, униженный и почти сломленный человек, за душу которого борются светлые и темные силы. Так, одного из героев — заведующего складом «деда из стройбата» — буквально зовут Бес, и в исполнении артиста Артема Довгополого он производит действительно жуткое впечатление. Свыкшийся с уголовным миропорядком, он готов насаждать его любыми путями, толкая и других на страшные преступления.
Интересно, что спектакль «Чморик» Станислав Мальцев уже ставил на сцене драматического театра Тихоокеанского флота во Владивостоке, где был главным режиссером с 2004 по 2017 год. Понятно, что в Иркутске другие актеры, другой театр, другая сцена (зрители сидят с трех сторон разворачивающегося действия), однако некоторые решения остались теми же. В частности, режиссер немного изменил финал пьесы, сделав участь героев не такой безысходной. Также Станислав Мальцев вложил в уста интеллигентного Новикова стихотворение Редьярда Киплинга «Заповедь», заканчивающееся такими строчками: «Останься прост, беседуя c царями,//Будь честен, говоря c толпой; //Будь прям и тверд c врагами и друзьями,//Пусть все в свой час считаются c тобой; //Наполни смыслом каждое мгновенье//Часов и дней неуловимый бег,//Тогда весь мир ты примешь как владенье//Тогда, мой сын, ты будешь Человек!».
Революции не случилось — спектакль вполне себе в духе Иркутского драмтеатра, с его политикой воспитания чувств и воспевания высоких нравственных идеалов. Да и сама пьеса на поверку скроена по лекалам классической драматургии (вплоть до говорящих фамилий, являющихся по совместительству характеристикой героев). Впрочем, в этом нет ничего плохого. Крепкая режиссура, убедительная игра молодых артистов вкупе с сильным драматургическим материалом — этот спектакль стоит показывать как подросткам накануне призывного возраста, так и самим служащим. Авось, что-то и изменится.