Привет, привет, дорогие читатели! Чем в этом году порадовал Московский международный кинофестиваль, 41‑й по счёту? На фоне довольно тусклого набора иностранных фильмов конкурса выгодно отличились своей незаурядностью фильмы русских режиссёров. Хотел бы обратить ваше внимание на два фильма, которые нельзя пропустить.
ВО-ПЕРВЫХ, это фильм маститого режиссёра Светланы Проскуриной «Воскресенье». Речь в нём идёт об одном дне провинциального чиновника (Алексей Вертков), который воскресным утром находит в своём почтовом ящике записку со словами «скоро умрёшь». Кто желает ему смерти, мы так и не узнаем, но ненавидеть его есть за что. Он отвечает за вырубку деревьев в парке, который подлежит модернизации под натиском всемогущих девелоперов. Совещание в кабинете начальника из мэрии при участии московского командировочного об этом говорит довольно красноречиво. Протестующим жителям наш герой с обоссаными глазами впаривает что-то типа: деревья будут пересажены, а пока делаем велосипедные дорожки. Так начинается его воскресенье.
Впрочем, ещё раньше он рассовывает купюры по конвертам: впереди встречи, на которых понадобится доброжелательность собеседников и партнёров. Живёт наш герой со старухой матерью, которая уже практически не встаёт с постели, и с сиделкой-домработницей, которая чувствует себя полноценной хозяйкой в доме. Первый конверт идёт домработнице, чтобы была подобрее. Следующий пойдёт могильщику, так как чиновник хочет подыскать место для собирающейся помереть матушки, а документов, подтверждающих родство с её двоюродной сестрой, нет. Конечно, документы можно найти в архиве, но зачем тратить на это время, когда есть конверт? А ещё по воскресному плану нужно навестить загородный дом другого чиновника (прокурора? начальника полиции?), чья дочь неровно дышит к нашему герою. Владимир Ильин создаёт образ хозяина жизни буквально двумя штрихами. За столом ещё присутствуют сестра с мужем, и все вместе всё время жуют, от чего становится тошно. Видно, как Проскурина их, обывателей, ненавидит. И дом куплен явно не на зарплату. Чем закончится чиновничье воскресенье – смотрите в кино, всё будет очень неоднозначно. Однако удовольствие от фильма можно получить, потому что, во-первых, в нём есть смысл, а во-вторых, отличные актёрские работы – тут Проскурина настоящая мастерица.
Кадр из фильма Светланы Проскуриной «Воскресенье»
Порадовал и другой соотечественник – Павел Костомаров фильмом «Эпидемия. Вонгозеро». Главный герой (отличный актёр Кирилл Кяро) оказывается со своей новой возлюбленной и её сыном-аутистом в загородном доме их друга-мажора за ужином, когда по ящику объявляют, что в Москве появился страшный вирус, от которого смерть наступает на третий день, а антивируса нет. Признак заражения – глаза вылезают из орбит. Именно с такими выпученными глазами стучится в дверь первой жены героя её мать, и она её на порог не пускает. Хаос нарастает. Москва перекрыта, пропускают только фуры с продовольствием. Пока взрослые решают, как быть, дочь мажора под столом трогает сына-аутиста пальчиками ноги. Тот в замешательстве. Между тем из Москвы надо вывезти сына от первой жены. И герой угоняет фуру, приведя в ярость полицию, а та занимается мародёрством, грабя дачи мажоров. Другу удаётся от них спрятаться в лесу, а полицаи, заскучав в поисках (собак-то нет), поссорятся и перестреляют друг друга. Между тем друг-мажор окажется в лесу без машины и будет просить своего приятеля, от которого хотел было отвязаться, его спасти и довезти хотя бы до бензоколонки. Беспредел нарастает, на бензоколонке нет (официально) бензина, а одного из водителей убивают за то, что он закашлял. Но он окажется здоровым (с белками мёртвых глаз всё в порядке), и мажор с семейкой заберёт его машину и отправится за кордон. А наш герой и его свёкор – превосходная работа Юрия Кузнецова, – расстреляв хозяина бензоколонки и забрав спрятанные канистры, отправятся со своими семьями в Карелию на Вонгозеро, где у свёкра есть на острове свой дом. Получится ли им зажить там жизнью Робинзона Крузо – смотрите в кино. Одно могу сказать наверняка – фильм смотрится на одном дыхании, Костомаров в совершенстве владеет искусством монтажа, а оператор Давид Хайзников достоин отдельного поздравления. Так что, дорогие зрители, ловите эти фильмы в кино, скучно не будет.
Кирилл Кяро, Виктория Исакова в фильме Павла Костомарова «Эпидемия. Вонгозеро»