Аргументы Недели → Культура № 10(654) от 14.03.19 13+

Я мечтала строить самолёты

, 20:30 ,

Людмила ЧУРСИНА окончила Театральное училище имени Щукина. С 1984 года работает в Театре Российской армии. Зритель знает актрису по ролям в таких фильмах и сериалах, как «Донская повесть», «Виринея», «Журавушка», «Щит и меч», «Адъютант его превосходительства», «Угрюм-река», «Олеся», «Демидовы», «Орлова и Александров», «Чисто московские убийства» и др. 9 марта на экспериментальной сцене Театра Армии состоялась премьера спектакля «Осенняя история» по пьесе итальянского драматурга Альдо Николаи «Железный класс», где народная артистка СССР Людмила Чурсина сыграла одну из главных ролей.

– ЛЮДМИЛА Алексеевна, к этому спектаклю про судьбы пожилых людей эпиграфом так и просится знаменитая строчка: «Осень жизни, как и осень года, надо, не скорбя, благословить». Согласны?

– Всё надо благословлять, каждый прожитый день и каждый наступивший... А не то что осень, год и так далее. В определённом возрасте, в котором я уже пребываю, да и в любом возрасте необходимо с благодарностью принимать и тем более провожать каждый день.

– Чем вам была интересна роль Амбры в «Осенней истории»?

– Тем, что моя героиня, хорошо понимающая ситуацию, пытается с двумя стариками, во-первых, общаться. Потому что у неё самой общения не очень много. Во-вторых, она пытается удержать их, чтобы они не уезжали в своё далёкое путешествие к морю, о котором оба так страстно мечтают. Потому что женское сердце всегда предчувствует. Моя Амбра предчувствует, что один из них, кто так любит жизнь, Либеро Бокка, уже наполовину приговорён, призван. Как бывает перед уходом, человек вдруг за сутки начинает себя хорошо чувствовать, какая-то лёгкость появляется. А потом – раз, и он уходит.

– В спектакле есть конфликт отцов и детей. Почему он возникает всегда, у всех поколений?

– Это происходит потому, что у молодого поколения появляются свои семьи, дети, своя история жизни, которой они заняты. И должна быть у человека особая внутренняя потребность, совестливая благодарность, чтобы он не забывал родителей. Чтобы понимал, что его дети тоже видят, как он относится к своим родителям. И так же они будут относиться к нему, когда вырастут. Потому что всё соткано из наблюдений в семье.

…Мне вообще очень хочется, чтобы хотя бы два-три поколения прожили в России в какой-то надёжной, спокойной атмосфере. В нашей стране было столько несчастий, столкновений и трудностей! И мир вокруг очень неспокоен. У меня есть две внучки, и конечно, хочется, чтобы жизнь щадила их, чтобы их жизнь была спокойной, мирной, благополучной. Хотя всё, что вокруг происходит, не очень грозит благополучием будущей жизни. Но я никогда не выйду на площадь с лозунгом и никогда не пойду на баррикады, потому что считаю – это первый шаг, чтобы разрушать мир. Если каждый из нас будет на своём месте хорошо делать своё дело, тогда всё в стране, в городе или семье сложится в единую и добрую атмосферу.

– Скажите, роль Екатерины Власовой в сериале «Чисто московские убийства» была написана специально на вас?

– Нет, специально на меня эту роль никто не писал. Меня просто пригласили на первые восемь серий. Потом уже стало понятно, что и следующие восемь серий тоже будут снимать. Будет ли продолжение сериала, я не знаю, никогда не задаю таких вопросов. На мой взгляд, там есть куда дальше развивать историю, этот характер, в котором несколько зашкаливает чувство справедливости. Казалось бы, моя Екатерина Власова – владелица сети успешных салонов красоты, могла бы спокойно себе жить, отдыхать, ездить по миру. Нет, ей всё надо разузнать, расследовать, чтобы восстановить справедливость!

– Ваша героиня, чтобы идти в ногу со временем, осваивает новые технологии и гаджеты. А вы в жизни дружите с компьютером? Бываете в социальных сетях?

– Компьютера нет, я специально не завожу. У меня простой телефон. Потому что, понимаете, еду в такси, и у всех стоят навигаторы. Я спрашиваю: «Скажите, вы всегда по навигатору ездите?» «Да-да», – мне отвечают. Человек не знает Москвы, не знает ни районов, ни улиц, а работает таксистом! Конечно, новые технологии удобны, но когда к ним привыкаешь, это становится наркотиком. Появляется зависимость, и человек уже не хочет, допустим, взять карту Москвы и посмотреть, «где эта улица, где этот дом».

– Людмила Алексеевна, прошла череда праздников. Вам нравится, когда вам дарят подарки?

– Я больше сама люблю дарить. Даже когда мне на сцене преподносят цветы, мне становится немножко неловко. Либо всем преподносить, либо никому. Сама я цветы люблю. Полевые ромашки, васильки, маки. Всё, что ближе к земле, что натуральнее. Только не современные розы – они сейчас без запаха, да ещё с колючками.

– Вы сами выглядите прекрасно и естественно. Как вам это удаётся?

– Мучная диета и никаких движений!.. Если серьёзно, я ничего специально не делаю. Не хожу в фитнес-клубы. Это всё природа, какая-то генетика. И своеобразие нервной системы.

– Какие актрисы были в юности для вас примером?

– Когда-то мне нравилась Алла Тарасова. Я даже её рисовала. Я вообще неплохо рисовала, все стены школьных коридоров были разрисованы мной – Архимеды, Ленины, Сталины и так далее. Я не собиралась быть актрисой, мечтала строить самолёты. И видимо, от того, что не очень жаждала быть актрисой, я не очень увлекалась актрисами.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram