Аргументы Недели → Культура № 46 (639) от 22.11.18 13+

Мир изменился – такой, как Пугачёва, больше не будет

, 21:17 , Музыкальный критик

В 1990-х он был одним из основателей нового радио. Сегодня Юрий КОСТИН возглавляет крупнейший холдинг, в состав которого входят такие радиостанции, как «Авторадио», «Юмор FM», Радио ENERGY, Радио Romantika, Детское радио, Like FM, Онлайн Радио 101.ru
и другие. Один из самых масштабных фестивалей в нашей стране – «Дискотека 80-х» – тоже «детище» его команды, которое они дарят зрителю уже семнадцать лет. Накануне шоу мы поинтересовались у него о закулисье. Но беседа приняла весьма неожиданный оборот…

– ЮРИЙ Алексеевич, вы в радиобизнесе уже более тридцати лет. Нет ощущения, что из-за активного развития Интернета радиоиндустрия идёт на спад? Как выживать планируете?

 

– «Всегда чего-то не хватает, если радио нет» – строчка из гимна «Авторадио». Выживать… Это всё равно что спросить: как будет воздух выживать без людей? Радио – часть жизни современного общества. Радио всякий раз выбирается на новый уровень: из детекторного приёмника – в ламповый, из лампового – в транзисторный, в машины и мотоциклы, в цифровую среду, в промопроекты, концерты, в космос. Сегодня мы общаемся с аудиторией ещё и с помощью новых медиа. Теперь человек может не только слушать радио, но и смотреть, разговаривать с ним и даже управлять им, как на Like FM.

– Недавно в Китае был представлен телеведущий, полностью сгенерированный компьютерными технологиями. Активная замена людей роботами в профессиональных сферах не опасна в социальном плане? В плане безработицы, например?

– На радио роботы не могут заменить ни музыкального редактора, ни живого ведущего. Возможно, частично, и только в некоторых проектах, может, в виде пиар-хода. Но технический прогресс не остановить. И бизнес циничен, в нём мало кто задумывается о социальных последствиях оптимизации. Так было всегда. Не могу пока определить, насколько опасна нынешняя впечатляющая технологическая революция. Она улучшает качество жизни в развитых странах, помогает бороться с одиночеством, которое становится большой проблемой цивилизации, но мир безопаснее и лучше пока не сделала.

– Прототипом одной из ваших книг «Убить Горби» стал Михаил Горбачёв. Говорят, многое из того, что там написано, основано на реальных событиях и именно поэтому вам и вашим коллегам по проекту препятствуют в её экранизации?

– Когда я подарил Михаилу Сергеевичу этот роман, он, взглянув на название, бросил своему помощнику: «Так, а кто пустил ко мне человека, который написал книгу с таким названием»? Оказалось, пошутил. Интересный он, конечно, человек. Не хочу давать ему характеристику – моя позиция отражена в романе. Но наше общество обязательно должно дать честную и точную оценку того, что случилось в 1991 году. Не надо идеализировать Союз и в то же время недооценивать потери, связанные с его распадом. Надо наконец каким-то образом доказать своим и особенно зарубежным «партнёрам», что не было никакого поражения СССР в холодной войне и победы Запада. Мы просто вышли из этой войны, и кто сумел, тот воспользовался нашей природной добротой. «Империя», всегда жившая хуже «колоний», подарила им свободу. Некорректная трактовка истории тоже приводит к новым бедам. И никто не препятствует экранизации «Убить Горби». Скорее наоборот: от желающих помочь просто отбоя нет.

– Ваша новая книга тоже имеет исторический подтекст?

– «Француза» я мечтал издать к 200-летию Бородинского сражения, но не получилось, потому что все мои силы забирает работа. Но роман был дописан. Было интересно изучать характеры великих сынов Отечества: Михаила Кутузова, императора Александра I. Благородные, мощные личности, титаны! Есть в романе мистика, любовь и некоторые ситуации, которые в реальной жизни вряд ли были бы возможны. Например, встреча и длительная беседа за вином простого офицера кавалерии с императором Александром.

– А разве невозможны встречи «простых» людей и сильных мира? Вот у вас в эфире был Путин. Он же награждал в Кремле орденом Дружбы. Насколько я знаю, вы общались с ним и вне формальной обстановки. А о чём можно говорить с президентом на таких встречах? Алкоголь пили, как ваш герой с Александром Павловичем?

– Я вообще не встречал ещё ни одного человека, который рассказал бы мне, что пил с президентом алкоголь. А встречались мы в Сочи в компании моих ближайших коллег-артистов и слушателей в рамках проекта «Стройотряд Авторадио», придуманного нашим креативным директором. Он же написал некоторое количество песен про Путина, которые пели «Мурзилки». Причём в песнях этих нет никакого подхалимства. Диск с песнями мы ему подарили тогда в Сочи, причём его это несколько смутило. Кстати, во время той самой невероятно интересной встречи с Путиным Вера Брежнева поинтересовалась, как ему удаётся быть в такой прекрасной форме? Он ответил, что много плавает. С тех пор и я стал плавать больше. Так что Путин «виноват» и в моей хорошей форме! А во время награждения случилась приятная для меня история. В своей речи, закрывающей церемонию, президент процитировал кое-что из моего выступления, что было неожиданно и очень круто.

– Вы проводите немало социальных акций. Одна из них связана с бесланской трагедией. Но в этом году вам не разрешили там проводить концерт. С чем это связано?

– Беслан – часть нашей жизни и судьбы. Так случилось, что мы стали связаны с этим городом, с Северной Осетией в целом, там живут наши братья. В 2004 году «Авторадио» организовало автопробег Владивосток – Москва под лозунгом «Ради жизни» в память о жертвах теракта. Мы дали обещание помнить и приезжать каждый год. Потом потихоньку стали привозить артистов, город оживал, спустя годы люди начали улыбаться. Говорят, что мы тоже способствовали нормализации жизни в городе. А это значит, что всё не зря. Отмену концерта мы не поняли. Надеюсь, в следующем году проведём.

– «Дискотека 80-х» – один из дорогих и успешных фестивальных проектов. Но в связи с закрытием «Олимпийского» в этом году фестиваль будет проходить там в последний раз. Другие площадки значительно меньше. Нет планов отказаться от проекта?

– Фестиваль мы проводить всё равно будем. Пусть и на другой площадке. Продолжим придумывать новые технологические подарки аудитории, расширять линейку артистов. Наш фестиваль «играет» в высшей лиге лучших мировых шоу. Есть спонсоры, которые делят с нами мощь и популярность «Дискотеки 80‑х». Фестиваль уже посетили 450 тысяч человек только в Москве и Петербурге, с ним страна полтора десятка лет встречает Новый год. На нём были опробованы все новейшие технические достижения, включая 3D в реальном времени. Это фестиваль особого поколения – людей, сумевших увидеть две политические формации и прожить даже не две, а три жизни. Но его посещают и очень молодые люди. До 50% гостей и зрителей, купивших билеты, – люди, родившиеся после распада Союза.

– Конкуренция в радиобизнесе и в шоу-индустрии стала более жёсткой. Например, недавно был очередной скандал, связанный с «Русским радио» и холдингом, в который оно входит. Якобы сотрудники этого холдинга в приказном порядке заставляли звёзд отказываться от участия в музыкальной премии своих конкурентов и всячески её саботировали. Считаете подобное поведение приемлемым?

– Ну человеку можно что-то приказать, только если он работает у тебя. А конкуренция в шоу-индустрии действительно жёсткая. Порой это вообще кошмар какой-то запредельный. Артистам остаётся только посочувствовать.

– А вам удаётся бескорыстно дружить с артистами? Часто ловите себя на мысли, что некоторые из них пытаются использовать вашу дружескую симпатию себе во благо?

– Мне удаётся.

– В этом году «Авторадио» отмечает свой 25-летний юбилей. Какие три проекта считаете самыми инновационными и полезными для ваших слушателей?

– Мы первыми стали подробно и точно информировать слушателей о пробках, создали фестиваль, который стал частью образа жизни целого поколения, сформировали радиостанцию, которая оказалась столь универсальной и инновационной, что сделать что-то подобное больше никому не удастся. У нас, кстати, растёт не только число слушателей, «Авторадио» – самая успешная радиостанция в мире по количеству подписчиков в YouTube (около 700 тысяч) и количеству просмотров нашего контента – свыше 400 миллионов. У нас самые лучшие шоу, игры, проекты, а люди – золото.

– Какое важное культурное наследие мы оставим для своих потомков? Как вы можете охарактеризовать сегодняшнюю эпоху?

– Эпоха уходящих титанов. К сожалению, очень мало тех, кто способен заменить или хотя бы приблизиться к уровню таланта – профессионального и человеческого, тех людей, которые ежегодно нас покидают навсегда. Надо беречь тех, кто остался, вслушиваться в каждое слово, сверять свои дела с их мнением.

– После ухода великих кто из молодых артистов может занять место Кобзона или Пугачёвой?

Алле Борисовне Пугачёвой я бы хотел пожелать долгих и счастливых лет жизни. Она замечательная. Таких, как она, больше не может быть, потому что мир изменился. Уход Иосифа Давыдовича – огромная утрата для музыкальной культуры России. Очень уважаю и люблю Льва Валерьяновича Лещенко. Каждое его выступление – праздник и это знак качества. Но ведь и он вынужден много выступать, работает на износ. Государство обязано реально заботиться о таких людях. Они – носители культурного уникального кода, национальное достояние.

– Почему современная музыка в большинстве случаев похожа на уже потерявшую вкус жевательную резинку?

– Это просто другая музыка, вот и всё!.. Мы создали совершенно новую для рынка радиостанцию, самую инновационную – Like FM. То, что там играет, мне, как представителю другой целевой аудитории, совсем не по душе. Генпродюсер нашего молодёжного кластера иногда шутит, что коль скоро мне песня не нравится, значит, она подходит для эфира… «Хиты» стремительно устаревают. Для молодёжной аудитории песня, написанная полгода назад, – уже дремучее ретро. У нового поколения другой темп жизни. Они привыкли переваривать огромное количество информации, идут по верхам, зачастую не дочитывая и одного предложения, не досматривая клип, не дослушивая песню. Но это их жизнь, и в ней надо разобраться, научиться работать с этой аудиторией.

– Сегодня в песнях у многих российских исполнителей наблюдаются проблемы с дикцией – съедаются окончания слов, порой есть ощущение, что у певца, как говорят профессионалы, «каша во рту». Почему радиостанции поддерживают этот «тренд» и ставят в эфир явную «косноязычность»? Это же пропаганда «халтуры».

– С русским языком явно происходит что-то неправильное. Забываются не только слова. Фразы строятся иначе. Ударения и интонация ужасающие – как будто бы люди стесняются правильно говорить на величайшем языке в мировой истории. Но радиостанции вынуждены мириться и с отрицательными трендами. В своё оправдание лишь скажу – мы всегда держим оборону до последнего.

– У вас нет ощущения, что вокруг сплошные персонажи, а героев времени-то и нет?

– У нас в ГПМ «Радио» работает очень много настоящих героев. Конечно, ценности сейчас измельчали – за лайки иной готов душу продать, чтобы стать героем соцсетей. Но не будем ворчать. Таковы особенности современной цивилизации. Как говорила моя бабушка, лишь бы не было войны!..

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram