> Эпоха социального оптимизма - Аргументы Недели Иркутск

//Культура 13+

Эпоха социального оптимизма

№  () от 7 ноября 2018 [«Аргументы Недели Иркутск», Владимир Чирков ]

C 25 октября в большом зале Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева (ул. Ленина, 5) работает тематическая выставка «Комсомол: время, события, люди». Об экспозиции, включающей произведения живописи, графики, плаката, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, размышляет Владимир Чирков, заместитель директора музея по научной работе.

В наше встревоженное время, как будто сознательно выталкивающее из-под ног «кормящий ландшафт», прошедшие столетние юбилеи взывают здравомыслящих людей остановиться и прислушаться к прошлому. Особенно на фоне крупных юбилеев, имеющих громадное общественно-политическое и культурное значение: 100 лет со дня окончания Первой мировой войны, 100 лет Октября, 100 лет русского авангарда, 100-летие со дня рождения Солженицына…

Среди всех юбилеев 100-летие Ленинского комсомола воспринимается всеми поколениями, думается, особо остро. В прозе, поэзии, в драматургии, изобразительном искусстве, музыке создано великое множество художественных произведений, которые в праздничные дни звучат позитивным диссонансом по отношению к нынешнему масскульту, попсе и либеральной депрессивности. Достаточно услышать только заголовки или отдельные строчки песен, посвященных комсомолу, чтобы представить человека не только вполне понятной жизненной уверенности в завтрашнем дне, но носителя социального оптимизма: «Главное, ребята, сердцем не стареть…», «Любовь, комсомол и весна», «Словно аист белокрылый, вырос город Комсомольск», «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым», «Мой адрес Советский Союз!», «А я еду за туманом и за запахом тайги», «Яростный стройотряд», «Это наша с тобой биография»… Даже самый предвзятый взгляд по отношению к советской истории, а значит и комсомолу, не найдет в этих часто романтических текстах и тени нынешнего индивидуализма, противопоставляющего свои интересы заботам страны, всего общества. Советское время — это время коллективной заботы одного человека о другом, заботы о стране. Понятно, что звучит это ох как пафосно в пору разливанного эгоцентризма, дешевого популизма и тотальной агрессивности. Что лучше-то, задается вопросом любой здравомыслящий человек, поглощающий (или для самосохранения пропускающий) сводки новостей из всех источников.

На многие вопросы отвечает выставка «Комсомол: время, события, люди». Богатые фонды художественного музея им. В.П. Сукачева позволили построить тематическую экспозицию, профессиональными средствами раскрывающую полифоническую картину мира советской эпохи. А в ней, как мы все хорошо знаем, было «всякое»: и высокое, романтическое, и низкое, трагическое. Музей избрал позитивный взгляд на историю комсомола, и имел на то право — на фоне нынешних проблем общества, переживающего жесточайшие противоречия.

Взяв за основу ретроспективный принцип построения экспозиции, музейные кураторы смогли показать эмоционально-позитивный образ советской эпохи. Попутно замечу, ныне дискутируемый вопрос о соцзаказе в искусстве и свободе творчества получает убедительный ответ: талантливый художник, чувствующий личную причастность к истории своей страны, достигает высоких художественных результатов.

«Комсомольская выставка» подтверждает устойчивую традицию отечественного искусства: на протяжении последнего столетия тенденция писать тематические, жанровые картины не прекращалась, художники искусно находили темы и сюжеты, часто в бытовых, с большой социально-просветительской нагрузкой композициях. Тому примеры: «Первая демонстрация в деревне» (1972) Николая Латышенко — вещь, далекая от высоких художеств, но пронзительно искренняя, можно сказать наивная по авторской интонации веры в будущее человека. Или хорошо знакомая иркутянам композиция «Ликбез» (1969) Владимира Кузьмина. Картина повествует о мало знакомой современному зрителю и читателю странице ликвидации безграмотности в нашей стране. Ее содержание красноречиво: по данным 1917 года, всего 21% населения страны обладал минимальными навыками письма и чтения. Для решения кричащей проблемы молодое советское правительство срочно, 26 декабря 1919 года, издает декрет «О ликвидации безграмотности в РФСР». Декрет был «приказным»: все население страны в возрасте от 8 до 60 лет было обязано учиться грамоте. Картина Кузьмина ценна не только правдивостью исторического факта, но передачей трепетного отношения автора к каждому персонажу.

«Ликбез» в экспозиции выставки взял на себя особую роль водораздела кардинальной смены стилистических предпочтений художников конца 1950-х и в 1960-е годы. На фоне «суровостильного» «Ликбеза», его подчеркнуто правдивого, даже приземленного характера повествования более зримо, более явственно видится другая, противоположная крайность искусства предыдущих десятилетий соцреализма — лакировка действительности, которая отразилась в короткой, уже в момент рождения своего ироничной фразе: «Жить стало лучше, жить стало веселей». Однако же, переносясь в прошлое время, начинаешь понимать, что «искусство утопии» выполняло компенсаторную функцию переживания положительных эмоций советских людей, на долю которых выпали мыслимые и немыслимые испытания — потрясения социального и политического характера, войны, репрессии. Ярчайшими примерами «красивых» картин на выставке являются: «Подсчет трудодней» (1934) Александра Моравова, «Энтузиасты Каховки» (1951) Сергея Григорьева и др. Эти композиции, отмеченные искусственной театральностью, кажутся органичными в пространстве эстетики сталинской эпохи, прежде всего советского кинематографа во главе с «блокбастером» 1938 года «Волга-Волга» Григория Александрова.

Кураторы выставки «Комсомол: время, события, люди» воздали должное священной для нашей страны военной теме. Музейные фонды позволили раскрыть военную тему в эволюции. Здесь и «Утро Москвы» (1942) Константина Юона, и «Смерть Зои» Николая Шабалина, и «Освобождение Калуги» (1946) Павла Соколова-Скаля. В этом ряду несколько особняком стоит картина Федора Решетникова «С Победой» (1947). Идеализация, театральность, пафосный характер живописи сталинской поры метафоричен и в данном случае оправдан темой — великой ПОБЕДОЙ советского народа в войне.

Оставаясь в пространстве исторического времени, отбрасывая нынешнюю политическую и иного рода конъюнктуру, мы объективно признаем выдающиеся завоевания советских художников в жанре портрета. Включенные в экспозицию живописные и графические произведения в жанре портрета убедительно демонстрируют не просто интерес художников к человеку-современнику, интерес, вырастающий до пиетета — не важно, какой профессии он, этот человек, есть: доярка, механизатор, строитель, музыкант, учитель, ученый. Зная о таких образах, внимательно, неспешно вглядываясь в изображенные лица, проникаешься доверием и уважением к человеку. И веришь во все те дела, которые совершили эти благородные люди — они были современниками художников — выразителей чувства социального оптимизма. Достоверность образов — одно из принципиальных, прошедших испытание временами качеств искусства реалистической традиции. Именно по этой причине подолгу задерживаешься перед полных человеческого достоинства оптимистическими образами Анатолия Алексеева («Строители-скалолазы»), монументальными полотнами Виталия Рогаля «Иркутская ГЭС (Сибирские огни)» (1959), у самого популярного сюжета про Братскую ГЭС, среди которых отдельно назову «Братская ГЭС строится» (1962) Александра Шаталова и многие другие.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Мнение

Израильский спецназ «Шальдаг» уничтожает Хезболлу и ее союзников на Ближнем Востоке

Известно, что в ноябре израильская авиация успешно бомбила объекты Хезболлы в пригороде Бейрута. Более того, на днях она уничтожила несколько высокопоставленных командиров этой организации. И это результат того, что получила эта организация после террористических обстрелов Израиля ракетами. До этого 27 сентября в результате точного авиаудара израильских ВВС был ликвидирован генеральный секретарь этой религиозной партии Хасан Насралла, главный идеолог войны с Израилем, инициировавший его обстрелы ракетами. В результате систематических авиаударов израильтян было ликвидировано значительное количество главных командиров Партии Бога. В том числе Мохаммед Срур - начальник подразделения беспилотников. Его дроны непрерывно осуществляли боевые действия против Израиля, за что он поплатился жизнью. Ибрагим Кубаиси был начальником ракетного подразделения, он также был уничтожен авиабомбой. Известно, что 16 высших командиров были уничтожены с воздуха.