«Богемская рапсодия»: о музыке и одиночестве
№ () от 7 ноября 2018 [«Аргументы Недели Иркутск», Роман Раневский ]
Свежий фильм, завязанный на творчестве группы Queen и Фредди Меркьюри, собирает полные кинозалы и стремительно зарабатывает в прокате миллионы. В чем сила? Мнение зрителя.
Признаюсь, шел на фильм с опаской, не хотелось разочарования. Все-таки в центре сюжета — кумиры, чьи кассеты в конце 90-х покупал, будучи школьником, в известном многим меломанам-иркутянам ларьке студии «ПиК», а футболки — в магазине на улице Литвинова. Книга журналиста Рика Ская «Шоу должно продолжаться» была зачитана до дыр… В общем, боялся, что картина «не потянет». Однако фильм оказался выше моих ожиданий.
Во-первых, временные планы. Зритель видит и моменты триумфа (такие как выход на сцену на самом масштабном концерте века), и отсылки к началу пути, где молодой иранец Фаррух Балсара подрабатывает в аэропорту и смотрит в студенческом пабе выступление группы Smile. Группа остается без вокалиста, и Фаррух навязывается на его место… Становление группы сопровождается синхронным развитием самых разных качеств у фронтмена — Фредди Меркьюри.
Во-вторых, оценил работу со звуком и картинкой. Таких вставок голоса Фредди нарезать — нужно постараться. Слух фаната не обманешь, да и спародировать уникальный голос вряд ли кому-то под силу. Все на высшем уровне! Все детализировано до мельчайших подробностей — атмосфера, интерьеры, одежда, автомобили — мы окунаемся в ту эпоху!
В-третьих — точный подбор актеров. К середине фильма ты уже не понимаешь, где актер, а где настоящий Брайан Мэй. Движения, пластика, характеры героев — все передано очень правдоподобно. Помню, в одном из интервью группа делилась своими переживаниями во время съемок клипа The Miracle — им было немного не по себе из-за ощущения, что кто-то способен их заменить. Думаю, что при просмотре этого фильма они испытали нечто подобное.
В-четвертых, весь фильм, как и жизнь Фредди, красной нитью пронизывает история отношения с Мэри. Да, Мэри Остин. С ней он прожил более шести лет, она была для него больше, чем Женщиной — его Love of my Life. Друг, неспособный на предательство, всегда переживающий за него, помогающий через пелену сигаретного дыма, кокаиновой пыли и ненастоящих друзей вернуться на путь своего предназначения, воссоединиться с группой, точнее — с семьей…
Тема ориентации Меркьюри затронута очень аккуратно — она не пошлая, не противная, она просто есть. Да, его привлекали мужчины, сейчас этим никого не удивить. Но, слава продюсерам, акценты на этом не сделаны, фокус скорее на острой потребности главного героя в понимании, дружбе, любви… и не важно, кто стороны этих отношений.
Фредди, конечно, показан гением. Порой капризным и беззащитным, порой требовательным и фанатичным. Вот он опаздывает в студию, приходит пьяный, ругается, они почти дерутся с Тейлором. Но в итоге общий язык находится, творчество примиряет и объединяет — нужно записать новую песню.
Фильм сподвигнул в очередной раз переслушать всю дискографию группы, просмотреть их клипы, увидеть живые выступления (спасибо интернету) и, наверное, задуматься — по тому ли пути мы идем, не изменяем ли своему предназначению, не будет ли потом мучительно больно…
Скажу, что для меня все два часа картины пролетели даже быстрее, чем исходная «Богемская Рапсодия» — шестиминутное произведение музыкального искусства. История становления, взросления, расцвета легендарной группы. Финал — ретроспектива выступления на Live AID на Уэмбли, воссозданные до мелочей — в одежде, текстах, движениях на сцене! Отличный финал для фильма, очень вовремя поставлена точка. Думаю, что именно на такой ноте и надо завершать байопики. На пике.
Да, в период с 1986 по 1991 год Queen очень много сделали. Фредди хотел успеть еще больше, однако сил на концертную деятельность уже не хватало.
С удовольствием бы сходил на фильм еще раз, ну и, возможно, было бы актуально снять продолжение — о последних шести годах жизни Фредди, о его работе и о песне The Show Must Go On, смысл которой для всей группы и для Фредди — особый.