Как известно, в апреле Владимир Путин на встрече с председателем Союза театральных деятелей России Александром Калягиным поддержал идею объявить 2019 год в России Годом театра. Надо сказать, что инициатива эта не новая, но вот наконец «случилось»! Чего ждут региональные театры от такого глобального культурного мероприятия? Есть ли ресурсы для серьезных перемен в культурной сфере? Об этом за круглым столом в иркутской редакции еженедельника «Аргументы недели» беседовали участники очередного заседания дискуссионного проекта «Экспертный совет» — представители коллектива Иркутского областного музыкального театра им. Н.М. Загурского, министр культуры и архивов Иркутской области Ольга Стасюлевич и постоянный ведущий проекта, известный иркутский журналист Игорь Альтер.
Сам Александр Калягин в интервью ТАСС оценил Год театра как событие очень важное. «Важное для деятелей театра, важное для наших зрителей. Президент объявил Год театра, и я рассматриваю это как указ для власти, указ, что надо что-то делать, это указ и для нас самих, — объяснил свои ожидания известный театральный деятель. — Мы должны понять, что нам дана возможность решить очень много самых острых проблем, и дай бог, чтобы у нас все получилось. Я действительно и взволнован, и по-настоящему счастлив. А потому я верю, что нам открываются самые радостные перспективы. И мне бы хотелось, чтобы они были еще и долгосрочными».
А вот вопрос, что конкретно вы надеетесь успеть сделать в Год театра, Калягина насторожил. Его напугала формулировка «успеть сделать». Ведь такой громкий повод должен стать только толчком к дальнейшему развитию, рассчитанному не на один год. Поэтому первым шагом, который необходимо сделать уже в 2018 году, должен, как считают многие представители культурной сферы, стать сбор полной информации обо всех театральных проблемах. Слабое техническое оснащение, подготовка и удержание кадров «на периферии», редкие возможности для гастролей… Директора театров, актеры, режиссеры, дирижеры готовы обозначить направления, по которым рассчитывают на поддержку государства на всех уровнях власти. Хотя, когда речь заходит о региональных театрах, в первую очередь их развитием должны быть озабочены областные чиновники.
Директор Иркутского музыкального театра Татьяна Мезенцева с именитым коллегой согласна: от Года театра театры должны что-то получить. Им действительно нужно внимание, сопровождающееся материальной поддержкой. Очень не хотелось бы, чтобы Год театра, по меткому выражению того же Александра Калягина, был сведен «к пресному, рутинному, формальному событию», порождающему лишь разочарование и недоумение в театральной среде.
Нет, безусловно, зрителя порадуют и художественно красивые акции, а также содержательные события, дающие пищу уму и сердцу. И это, пожалуй, самое простое из намеченного — насытить календарь праздниками, фестивалями, конкурсами.
«Но что потом? Отгуляли и забыли? — задает риторический вопрос Татьяна Мезенцева. — Я считаю, что зритель от каждого похода в театр ждет праздника. Независимо от того, какой год на дворе, театральный или нет. Потому нам важно, чтобы в 2019 году была заложена основа для дальнейшего развития театра, для решения новых смелых задач, для реализации идей, связанных с интересными яркими постановками. Что для этого требуется конкретно нашему театру? Серьезно обновить сценическое оборудование и отремонтировать площадку. Сегодня зона сцены в Иркутском музыкальном театре в крайне изношенном состоянии. Ее не обновляли тридцать лет, с момента строительства нынешнего здания, то есть с 1989 года. То, что сейчас коллективу театра даже в таких условиях удается выдавать зрителю по несколько премьер в год, я бы назвала творческим подвигом. Очевидно, что при достойном оснащении театра уровень этих постановок может быть гораздо выше. Когда посещаешь столичные театры и видишь, на каком оборудовании они работают, какие интересные визуальные решения они могут задействовать в спектаклях, скажу честно, становится по-человечески обидно. У нас все давным-давно устарело — и морально, и физически».
Чтобы планы не рухнули. В прямом и переносном смысле
История с Александром Розенбаумом, который во время выступления в Иркутском музыкальном театре с трудом перенес жар прожекторов, уже давно стала притчей во языцех. Сейчас практически повсеместно используется холодный свет. А Иркутск об этом до сих пор только мечтает. Исполнитель был шокирован.
Также обидно, что по техническим причинам в прошлом году на сцене музтеатра не состоялись гастроли райкинского «Сатирикона». Не смогли принять, выполнить райдер. А что мы можем обеспечить? Это в Москве или Санкт-Петербурге за кулисами у помощника режиссера стоит компьютер: нажал кнопочку — штанкет (металлическая труба на тросах, к которой крепятся кулисы, детали декораций) опустился до нужного уровня. А в Иркутском музыкальном театре монтировщики все тянут вручную. Так что никакой скоростной смены декораций, например, не получится.
«А в январе у нас штанкетная труба вовсе лопнула и рухнула во время установки декораций для спектакля «Сильва», — с горечью вспоминает директор театра. — Хорошо, что не успели высоко поднять, и никого, к счастью, не зацепило. Но это дело случая».
Противопожарный занавес тоже, оказывается, ровесник здания. Требует замены. Конечно, в театре что-то пытаются привести в порядок, «подшаманить» своими силами. Но это меры временные и ненадежные. «Лебедки, которые должны опускать занавес, настолько изношены, что лишний раз мы его не трогаем даже, — призналась Татьяна Мезенцева. — Вес занавеса — несколько тонн. Если сорвется, страшно представить последствия. А находится конструкция практически над оркестром. Мы проводили обследования, и результат неутешительный: техническое состояние сценического оборудования близко к критичному. Мы понимаем, что его использование становится небезопасным. А то, что технические возможности во многом определяют выразительность постановки и репертуарную политику, это очевидно».
Молодой инициативный главный дирижер театра Виктор Олин тоже констатировал: «Материально-техническая база и творческое развитие — две стороны одной медали. И вопросы, связанные с фиксированием ремонта, покупкой инструментов, безусловно, нужно поднимать (тем более в Год театра), как бы кому это ни казалось меркантильным. Повторюсь, финансовые возможности, техническая оснащенность и реализация творческих замыслов очень тесно переплетены. Мы хотим привлечь зрителя в театр? Безусловно! И власть тоже ставит эту задачу. А публика хочет новых, интересных, ярких — в том числе визуально ярких — спектаклей. Поверьте, очень непросто собирать полные залы, когда с точки зрения технического оснащения театр остается на уровне прошлого века, где-то его середины».
Сам Виктор Олин тоже видел разные театры в регионах. Он окончил Уральскую государственную консерваторию и аспирантуру по специальности «оперно-симфоническое дирижирование». Карьеру начинал в 2002 году в Ижевске — дирижировал Симфоническим оркестром Удмуртской республики. Потом работал дирижером Омского государственного музыкального театра, Свердловского академического театра музыкальной комедии, главным дирижером Краснодарского музыкального театра. И Виктор Олин не идеализирует в целом ситуацию с театрами в провинции. Многие из них десятилетиями выживают и умудряются творить при том же общем диагнозе — хроническом недофинансировании.
«Понятно, что такая ситуация обостряет и кадровый вопрос, — говорит дирижер. — А театру, его оркестру нужны свежие творческие силы, молодая бурлящая кровь. Как привлечь таланты? Как их потом удержать? Очень сложный вопрос. Важна и творческая атмосфера с возможностью роста, и материальная составляющая, и в целом уровень среды в городе. Я знаю очень много иркутян, которые сегодня строят свою карьеру в Москве, Санкт-Петербурге, в Европе».
Столичная культурная среда при всех ее издержках помогает талантливому человеку стать Мастером.
«Я понимаю, что будут уезжать. Но считаю, что уезжать должны из хорошей культурной среды в лучшую. А у нас уезжают не от хорошей жизни. Это принципиально разные вещи», — прокомментировал происходящее журналист и модератор дискуссии Игорь Альтер.
Народный артист России Владимир Яковлев тоже уже восемь лет работает в Санкт-Петербургском государственном театре Музыкальной комедии. Но ему удается совмещать две сцены — питерскую и иркутскую, которую он, оставаясь актером иркутской труппы, по-прежнему считает родной. И все недостатки этой сцены, которые осложняют работу, Владимир Александрович тоже отлично знает: «Честно говоря, начинаешь сравнивать, и сразу понятно, что бюджеты совершенно разные. В какие микрофоны работают артисты иркутского музтетара? В Питере такие не используют даже технические цеха. А один хороший вокальный микрофон стоит порядка 100 тысяч руб. Посчитайте, сколько таких микрофонов нужно купить для наших постановок. А какое окружение звуком в Санкт-Петербургской музкомедии? Конечно, технически там очень комфортно работать. Родному театру хотелось бы того же пожелать».
В родном театре Яковлева посчитали: чтобы провести минимальный необходимый ремонт и обновить оборудование, потребуется порядка 600 миллионов рублей. Проектно-сметная документация уже подготовлена.
«Мы осознаем, что сделать все и сразу будет сложно, — говорит Татьяна Мезенцева. — Во-первых, где «вдруг» изыскать такую огромную сумму в бюджете области? Это, пожалуй, нереально. Во-вторых, работы проводить можно только летом, когда театральный сезон заканчивается. Потому задача, о которой мы говорим, — это план на несколько лет. Реализовывать его придется поэтапно. Было бы отлично, если в следующем году нам удастся хотя бы сценическое оборудование заменить».
Министр культуры и архивов Иркутской области Ольга Стасюлевич заверила, что у этих планов велики шансы на исполнение. Параллельно она напомнила: уже в этом году театру удалось выделить средства на ремонт и оборудование двух балетных классов, что тоже не может не радовать. Напомним, что в Иркутской области неожиданно для многих с подачи губернатора Сергея Левченко решено создать и развивать школу классического русского балета.
Жанровые перспективы
«Проблемы развития балета в Иркутске известны давно. Не хватает балетных мальчиков и вообще людей со специальным образованием, которые могли бы танцевать классический балет, — рассказала Ольга Стасюлевич. — И лично для меня наш музыкальный театр — это все-таки театр оперетты. Я очень люблю именно этот жанр в классической его интерпретации. Но я не навязываю свои предпочтения ни одному театру. Выбирает зритель, и неудачные постановки так или иначе уходят из репертуара. Если говорить о балете, то он у нас востребован. Билеты на постановки гастролирующих балетных трупп всегда раскуплены. Кстати, полные залы также собирают опера и концерты классической музыки. Потому, оценив ситуацию, мы пришли к выводу, что балетное направление для региона действительно выглядит перспективным. На самом деле и раньше в Иркутске работало много балетных студий, где занимались ребятишки. Это прекрасно, но нужно отличать самодеятельность и профессиональное искусство. Сегодня наша цель — вырастить в Иркутске поколение профессиональных артистов балета».
Набор на специальность «искусство балета» был проведен в Иркутском театральном училище. Руководитель курса — выпускница Академии русского балета имени Вагановой Марина Демьяненко. На курс принимались дети, окончившие в 2018 году начальную школу. Конкурсный отбор прошли 14 ребятишек (вот только из них мальчиков всего три). В настоящий момент будущие артисты балета учатся в школе №14, занятия по дисциплинам профессионального блока педагоги будут проводить на базе Иркутского музыкального театра. Подготовку специальных классов с безопасными для суставов амортизирующими полами планируют закончить к ноябрю.
«Мы очень надеемся, что эти ребята в будущем пополнят труппу нашего театра. В данный момент у нас в балете танцует шесть парней. Профессионального образования нет ни у кого. И это наша беда», — посетовала Татьяна Мезенцева.
«И, знаете, можно стать актером, не имея специального образования, но нельзя стать классиком балета без соответствующей профессиональной школы, — продолжил Владимир Яковлев. — Выворотность, подъем стопы — все это нужно впитать с детства. Когда сейчас осматривали детей, то оказалось, что у многих проблемы со здоровьем, мало кто соответствует высоким балетным стандартам. Я бы предложил рассмотреть идею обучения на базе училища-интерната, как в соседней Бурятии. В отдаленных районах, в деревнях столько талантливых ребят, которым, чтобы учиться, нужно где-то в Иркутске жить. Если это будет реализовано, то мы с большей вероятностью найдем подающих надежды детей и вырастим балетную труппу».
А пока первые ученики курса «Искусство балета» изучают азы мастерства, региональный минкульт заинтересован в том, чтобы показать иркутскому зрителю яркие постановки в этом жанре. В музыкальном театре на конец ноября запланирована премьера двух одноактных балетов под аккомпанемент живого оркестра — «Дон Кихот» и «Шахеразада». Кроме того многие помнят, что этим летом в этнографическом музее стартовал интересный проект — театральные постановки под открытым небом. На берегу Ангары зритель увидел «Лебединое озеро» в исполнении артистов московского областного государственного театра «Русский балет», а также оперу «Царская невеста», где были задействованы губернаторский симфонический оркестр, камерный хор Иркутской областной филармонии под руководством Елены Бояркиной, а также приглашенные солисты ведущих оперных театров. Областные власти пообещали, что спектакли под открытым небом в «Тальцах» станут красивой культурной традицией.
«Не думаю, что балет и опера вытеснят такой традиционный для нашего музыкального театра жанр, как оперетта, — заявила на экспертном совете Ольга Стасюлевич. — Но мы надеемся, что 1-2 раза в год в репертуаре будут появляться балетные и оперные постановки. И оперы станут совместным проектом музтеатра и Иркутской филармонии. Есть даже планы организовать пусть не оперный театр, но комфортную площадку для таких постановок при Иркутской филармонии, после того как ТЮЗ переедет в свое реконструированное здание».
Ольга Стасюлевич подчеркнула, что совместные проекты, где задействованы разные театры — идея перспективная, интересная, и в Год театра министерство запланировало ряд таких объединяющих мероприятий. Но приоткрывать занавес над этой информацией министр пока не стала.
В свою очередь Виктор Олин заявил: «Хотелось бы, чтобы в театре звучала хорошая певческая классика, в первую очередь оперетта. Этот жанр порой называют умирающим. Но мы видим, что, как птица феникс, оперетта постоянно восстанавливается и сегодня по-прежнему востребована зрителем. Оперетта — легкая, комедийная, яркая, хороша своей позитивной эмоциональной окраской. Она демократична, вкусна, ее хорошо принимает самая разная публика, даже та, что с опереттой встречается в первый раз».
Подняться над собственной планкой
Новые постановки в разных, возможно, экспериментальных жанрах театр мечтает также давать на новой малой сцене, которая пока только в планах. «Это уже даже неприлично — работать без малой сцены, — высказал свое мнение Владимир Яковлев. — Такие сцены есть практически везде».
«На малых площадках можно создать уникальную атмосферу, — говорит Татьяна Мезенцева. — Стать ближе и понятней зрителю. Массу малых форм можно найти, придумать».
Также директор театра в диалоге уже с федеральными властями, курирующими программу «Большие гастроли», отстаивает право коллектива гастролировать по стране. Удивляет, что из 97 театров, которые вошли в эту программу в 2018 году, только пять — музыкальные. Логично, что драматические постановки менее затратные, так как численность труппы элементарно меньше. Но это не может быть определяющим критерием при отборе участников программы в сфере культуры.
«К собственной сцене артист привыкает и начинает немного «садить» сам себя. Расслабляться, — объясняет Владимир Яковлев важность выездов на гастроли. — Твой зритель тебя знает и любит. Приезжаешь в другое место — все! Любовь надо завоевать. Народный ты или начинающий, иди на сцену и там доказывай. Это сразу бодрит. Находишь такие краски, которые даже не думал, что они у тебя есть. Гастроли — для всего коллектива театра возможность подняться над собственной планкой…».
Что ж… Пожелаем иркутскому «музу» и всем его коллегам в Год театра роста и развития — подняться над собственной планкой на новых сценах, а на родных площадках иметь возможность для реализации самых красивых — классических и оригинальных — творческих замыслов.