В Александринском театре внезапно появились народные артисты
№ () от 31 октября 2018 [ «Аргументы Недели » ]
На прошлой неделе в Петербурге случилось удивительное происшествие: на сцене Александринского театра появилась феерическая группа знаменитостей. Она явилась чествовать «сумасшедшего антрепренёра», худрука Театра имени Андрея Миронова Рудольфа Давыдовича Фурманова в связи с 80-летием. Происходящее называлось «Театральной гостиной» (телепередача, которую ведёт Фурманов на местном канале).
ПЕТЕРБУРГ актёрский откровенно хиреет. При огромном количестве великолепных артистов в городе нет ни одной звезды младше 45 лет. Преданный русским актёрам Фурманов даёт им работу в своём театре, но вывести их на федеральную орбиту он не может – раньше это делали[end_short_text] сериалы, теперь источники славы вообще в тумане. Однако же доблестное советское прошлое обеспечило мощный задел – и на сцене за столиками было несколько знаменитых петербуржцев: Александр Сокуров, Олег Басилашвили, Светлана Крючкова, Михаил Боярский, Игорь Скляр, «эмигрант оттуда» Николай Цискаридзе и «эмигрант туда» Михаил Пореченков.Москвичи тоже прибыли в «гостиную» убедительным десантом, и такой плотности прославленных лиц на квадратный метр сцены в Александринке ещё не наблюдалось. (Да там вообще большие проблемы с труппой, которую раньше именовали «театром прославленных мастеров», – на вечере руководитель театра Валерий Фокин вывел на сцену народных артистов Н. Мартона и С. Паршина, и больше выводить было некого.)
Светлана Немоляева и Людмила Чурсина, Василий Лановой и Дмитрий Харатьян, Людмила Максакова и Эдгард Запашный, Римас Туминас и Юлия Пересильд, Николай Бурляев и Андрей Леонов – все они, жизнерадостные и нарядные, расселись на сцене за столиками и принялись делать публике хорошее настроение. От приветственных речей образ юбиляра нисколько не забронзовел – искромётный живчик Фурманов несовместим с важностью и почтенностью. Я вообще думаю, что живучесть русского театра связана с тем, что для многих это – форма иной жизни, форма укрытия от несносной и ужасно скучной действительности. При всех своих недостатках и замороченностях артисты – приятные люди (лишённые «духа тяжести», столь свойственного и нашим верхам, и нашим низам). И недаром всех так тянет с ними выпить. Танцевали Юлия Махалина и Николай Цискаридзе (к удовольствию публики он исполнил в женском костюме характерную роль из балета «Тщетная предосторожность). Запашный привёл на сцену отличных цирковых артистов (Крючкова испугалась, что будут тигры, но тигров не было). Пели те, кому положено, – Боярский, Харатьян, Скляр. Был забавный «монтажный стык» – после того как Николай Бурляев вдумчиво, со значением прочёл стихотворение Пушкина «Клеветникам России», на сцене появился композитор Игорь Корнелюк и зажигательно запел: «Ходим, ходим по Парижу – по Парижу». А юбиляр начал выделывать ногами неописуемые кренделя, увлёк с собою красотку Пересильд в красном платье, и они минут десять отплясывали на авансцене.
Вот наш ответ клеветникам России! Наши люди хранят в себе стратегические запасы жизненной энергии. «Не успеют назначить нового губернатора, – изумлялась Светлана Крючкова, – глядь: у Рудика в театре двор асфальтируют…» Да, ради любимого театра и любимых артистов Фурманов готов хоть с чёртом вести дела. Любовь – это, знаете, валюта. «Когда папа ездил с Рудольфом на концерты, моя детская жизнь значительно улучшалась», – объяснил публике сын Евгения Леонова Андрей. Фурманов и теперь значительно улучшает жизнь окружающих, весь на это настроен и нацелен: часто ли вы встречали подобных людей?
Он был счастлив в этот вечер. «Я стою на сцене Александринского театра! Того самого, куда ходил ребёнком, видел Черкасова, Симонова, Меркурьева!» Но и современные носители прославленных имён в этот вечер на миг явились на сцену Александринки. Да и сам Рудольф Фурманов стал частью петербургской легенды, и недаром Скляр предложил изготовить после известного «Чижика-пыжика» скульптурку «Чудика-Рудика»…
Без упоительного вымысла, без обольстительных легенд – какой же возможен театр?