За пределы Бурятии вышел скандал с оперным театром республики. В эту некрасивую историю оказались втянуты все, начиная от регионального министра культуры, заканчивая монгольскими певцами и японскими танцовщицами. У каждой стороны своя правда, и единственный, о чьих интересах в этой чехарде, кажется, забыли — зритель.
Скандал этот, ставший самым крупным за последние несколько лет, начался почти сразу после того, как министр культуры Бурятии Соелма Дагаева уволила Аюну Цыбикдоржиеву, директора, возглавлявшего оперный театр с 2011 года, «без объяснения причин». Оказывается, в Трудовом кодексе есть такая забавная статья, по которой можно уволить практически любого руководителя. Бурятия знает такие прецеденты в самых различных сферах. Однако здесь не сошлись во мнениях граждане тонкой душевной организации и, недолго думая, вынесли всю историю, что называется, «на люди».
Широкая общественность узнала обо всем внезапно: коллектив оперного театра созвал открытое собрание коллектива, на которое позвал главу Бурятии, министра культуры, журналистов, общественность, блогеров. Аюна Владимировна объяснила, что произошло нечто для нее непонятное. В конце июля, рассказала она, министерство культуры вызвало ее на беседу. «Я удивилась, поскольку тогда лежала еще в больнице, но тем не менее собралась и приехала. Мне было озвучено, что я должна уйти именно из театра оперы и балета. Мне сказали, что я очень хороший руководитель, и обо мне хорошо говорили коллективы, где я работала ранее — это музей истории Бурятии и художественный музей имени Сампилова, поэтому меня хотели сохранить для культуры республики. Мне предложили место директора двух других учреждений культуры. Я, конечно, отказалась, тем более я знаю, что директора этих учреждений хорошо работают, это добросовестные люди и прекрасные руководители», — рассказала экс-директор театра.
Именитые артисты один за другим брали слово и пели дифирамбы своему руководителю, заодно угрожая тоже ретироваться. «Хочу сказать, что, если вместо Аюны Владимировны поставят другого человека, я уйду из театра. Я здесь никого не пугаю. Но из нас никого не спросили, и сегодня мы выражаем недоверие министру культуры», — заявила и худрук театра, уважаемая в республике Дарима Линховоин.
Вслед за ней свою позицию обозначил ведущий солист театра Михаил Пирогов. Пирогов долгое время выступал на ведущих сценах страны, а за несколько дней до скандала получил два приза на международном конкурсе теноров. Причем одну из наград Михаилу вручил лично оперная знаменитость мирового уровня Хосе Каррерас, отметив, что этот приз приравнивается к Гран-при. На собрании коллектива театра Пирогов сказал, что прекрасно работал в других городах, а вернулся в Улан-Удэ благодаря Аюне Владимировне. Он признался, что у него есть неплохие предложения из других театров, и он подумает над ними, если уволят директора. «Готов написать заявление об увольнении уже сегодня», — высказался артист. А ведущая солистка хора Эржена Дамбиева пригрозила: «Без меня хора не будет. Я знаю, за мной люди пойдут».
Участники встречи в зале оперного театра, как самый восприимчивый зритель на хорошем спектакле, рыдали, аплодировали и снова рыдали. «Невиданное единение коллектива», — писали позднее о происходящем местные блогеры, ничуть не принимая в расчет, что выступала только часть артистов, безоговорочно поддерживающих своего директора. Но были и другие мнения. Эти люди прямо говорили, что в коллективе нездоровая атмосфера, а сам театр в своем развитии идет куда-то не туда. В их числе оказалась прима-балерина театра Лия Балданова. По ее словам, оперных спектаклей в репертуаре театра осталось мало, сплошные концерты, притом что театр, вообще-то, является «академическим». Кроме того, отметила Лия, и сама директор театра никогда особо не церемонилась, увольняя кого-либо в театре — по личным мотивам, невзирая на профессионализм.
«Свои» и заезжие
Заметим, что на первую встречу артистов ни глава Бурятии, ни министр не пришли. Это подлило масла в огонь скандала: в театре решили, что власти их игнорируют. Встреча с главой Бурятии Алексеем Цыденовым состоялась через два дня, но легче после нее не стало. Скорее наоборот. Глава сразу прямо сказал, что кадровое решение министра поддерживает, что увольнение — это еще довольно мягкое последствие и что в театре накопилось довольно много проблем и вопросов.
Прозвучало, что в Бурятию Цыденов приехал не для того, чтобы развивать монголов и японцев. Нужно расширять собственное присутствие в своем театре («Мы обязаны своих поддерживать и своих взращивать»), хотя, безусловно, приглашать звезд — это хорошо.
Что при этом чувствовали японские балерины вместе с балетмейстером-японцем Морихиро Иватой, до назначения в Улан-Удэ танцевавшим ведущие партии в Большом театре в Москве, не известно. А монгольский певец, тоже уже ставший мировой знаменитостью и работающий в театре Бурятии Ариунбаатар Ганбаатар жесткие формулировки воспринял на свой счет. «Сегодня я покидаю Оперный театр Бурятии. Приходил глава республики и практически выгнал нас. Говорит, не позволит работать в этом театре монголам. Ну, мы норм. Их министр культуры винит нашего руководителя Дариму, и выгнал ее тоже из театра. Трайбализм… Сочувствую своему руководителю Дариме», — написал Ариунбаатар Ганбаатар на своей странице в соцсети «Фэйсбук».
Лишь спустя неделю пресс-служба главы сообщила, что Алексея Цыденова «неправильно поняли», «переиначили все, что он сказал», и в целом повернули шиворот-навыворот. «Он не говорил, что приглашенные артисты — это плохо, он говорил о том, что собственных творческих кадров с каждым годом в Бурятии катастрофически становится все меньше — это плохо. Тревожный звонок прозвучал на примере ситуации в театре оперы и балета. И в этом не виноваты ни приглашенные артисты, ни театр. Как раз наоборот, приглашенные артисты сейчас спасают ситуацию, но это не решает главную проблему — отсутствие системы: поиска — отбора — подготовки — сопровождения — обучения — трудоустройства — создания условий для талантливых/гениальных жителей Бурятии. Если сейчас не начать решать эту проблему, то еще через 10-15 лет у нас все артисты будут приглашенные», — прокомментировал пресс-секретарь главы Алексей Фишев.
Но было уже поздно: к этому времени скандал вышел за пределы Бурятии, на полосы федеральных СМИ, и перестал быть «местечковым делом». На начало октября написали заявления об увольнении Михаил Пирогов и Дарима Линховоин. Министерство в авральном порядке тщетно рассматривало кандидатов на пост директора оперного — желающих занять эту должность после такого перформанса не находилось. Соцсети запестрили выступлениями «за» или «против», строились всевозможные домыслы и дикие предположения, вроде мести бывших солистов и солисток. Сами солисты и солистки тоже начали взаимное выяснение отношений (в основном тоже в соцсетях). Многие встали в позу, забывая, что, вообще-то, поют и танцуют они не для директора и не для министра. А как же зритель? О нем, кажется, забыли. А ведь в Бурятии немало театралов, которые любят и ценят оперу, ходят на все премьеры и постановки. Эти люди теперь вынуждены любоваться на грязное белье своих кумиров.
«Развод» по расчету
И вот теперь инициировавший эти мало похожие на культурные события региональный минкульт решил-таки обозначить причины увольнения директора. Соелма Дагаева сообщила, что руководствовалась ст. 278 Трудового кодекса — дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации. «Эта статья подразумевает расторжение трудового договора по инициативе работодателя, она не подразумевает виновные действия. Учредитель вправе расторгнуть контракт с работником в одностороннем порядке, без объяснения причины. Этим правом мы воспользовались, — прокомментировала Соелма Дагаева. — Мы выплатили компенсацию за три месяца. То есть это нормальная, щадящая статья, по которой очень многие руководители увольняются».
Выяснилось, что скандалу предшествовала проверка счетной палаты. По словам Дагаевой, за 2016-2017 годы в театре были выявлены нарушения, обнаружено неэффективное использование бюджетных средств. Дело в том, что в июле этого года Счетная палата Бурятии опубликовала результаты контрольного мероприятия. Отчет, рассказывающий о финансовых недочетах в работе руководства театра, и по сей день можно найти на официальном сайте ведомства. Так, в 2017 году театр получил на обеспечение своей деятельности 194,7 млн руб. Нецелевого использования бюджетных средств не установлено, отметили специалисты СП, в то же время выявлены недостатки и нарушения. Установлено неоднократное нарушение норм Федерального закона 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Выявлено 104 факта неразмещения информации о закупках товаров, работ, услуг в единой информационной системе в сфере закупок. Проверкой отмечена тенденция «дробления» стоимости одного заказа, наибольшее число — 490 договоров заключено в сумме до 100 тыс. руб. По мнению проверяющих, такое «дробление» повлекло отсутствие возможности снижения эффективности закупки и расходования бюджетных средств. Также отмечена тенденция заключения договоров с одним и тем же поставщиком неконкурентным способом: например, с одним и тем же ИП было заключено за два года 32 договора на сумму почти в миллион руб. Выявили факты приемки некачественно выполненных работ на сумму 2,12 млн руб., установили неоднократные нарушения положения об оплате труда и положения о премировании работников, повлекшие необоснованные выплаты «премиальных» в объеме 63 млн руб. Список можно еще долго продолжать. Все эти материалы тогда были отправлены в прокуратуру республики, МВД и Бурятское УФАС.
Кому кресло?
Новым директором театра стала художественный руководитель Бурятского государственного академического театра им. Хоца Намсараева Эржена Жамбалова. Ее кандидатуру утвердили в министерстве, и 8 октября она приступила к исполнению своих обязанностей. «У нее очень большой опыт, она человек театра, руководила одно время филармонией, сейчас руководит театром бурятской драмы. И мы прежде всего смотрели на ее статистику, а у нее очень хорошие показатели: например, в прошлом году Буряад театр по независимой оценке качества вышел в лидеры среди наших учреждений культуры. Там растет посещаемость, прирастает молодежная аудитория. Также Жамбалова планомерно готовит будущие кадры для театра, то есть выполняет те задачи, которые мы хотели бы поставить в рамках работы театра оперы и балета».
В целом эту кандидатуру назвали оптимальной в данной ситуации, не вызывающей отторжения и способной успокоить стороны. Новый директор уже дала понять, что будет особо рассматривать кадровые вопросы и что разбрасываться людьми не планирует. В том числе иностранными: «Если они работают по контрактам, которые совершенно правомочны в юридическом плане, и к тому же их любит наша публика, этих артистов, то почему нет?».
Впрочем, экс-директор не намерена сдаваться и обратилась в Трудовую инспекцию. Так что в этом скандальном театральном сюжете можно ожидать новых поворотов.