Привет, привет, дорогие читатели и кинозрители! Юбилейный – 75-й Венецианский кинофестиваль может подвести черту под гендерным неравенством участников конкурса. На пресс-конференции председатель жюри Гильермо дель Торо посетовал, что в конкурсе засилье режиссёров-мужчин и хорошо бы отбирать фильмы в конкурс из расчёта 50:50 на М и Ж. И понеслось…
Вообще не припомню, чтобы женщин-режиссёров как-то притесняли. Кураторы отборочных комиссий программ разных МКФ всегда уделяют талантливым женщинам-режиссёрам особенное внимание. Но посмотрим, как будут развиваться события, а пока «идём в кино».
В конкурсе удивило в этот раз количество богатых исторических костюмных фильмов. Даже мастер социального малобюджетья Майк Ли выдал роскошный по передаче духа эпохи фильм «Петерлоо», в котором рассказывается о событиях, повернувших ход истории Англии 200 лет назад. Если после победы над Наполеоном наши знатные офицеры, побывав в Париже, отравились духоподъёмными лозунгами «Свобода. Равенство. Братство» и сотворили в 1825 году восстание декабристов, то, одержав победу под Ватерлоо, английские простые солдатики, вернувшись на родину и растворившись в народе, стали создавать турбулентность для правящей династии. И вот уже простолюдинка из грязноватой толпы «подданных» берёт камень и бросает в окно прекрасной красной кареты принца, который едет без охраны. Какая охрана? – народ всегда кланялся и «благодарил», только карету завидев.
А бунтарские настроения растут и достигают апогея в 1819 году, когда в Манчестере происходит расстрел 60-тысячной толпы, много погибших, сотни раненых. А демонстрация была мирной, народ хотел немножко свобод. Вот с этого момента история королевской Великобритании получает такой боксёрский удар в солнечное сплетение, что не может не измениться. Демократия пробьёт себе путь, народ больше не остановить ни кнутом, ни пряником. Показательно, что в этом году выйдет и первый выпуск газеты The Guardian, которая станет «коллективным организатором» английских либералов.
И если сперва фильм кажется очень добротным пособием, то в какой-то момент он затягивает, и с экрана начинает веять чем-то грозным.
Другой богатый исторический фильм – «Закат» режиссёра Ласло Немеша (Laszlo Nemes), Венгрия, погружает нас в атмосферу предвоенного Будапешта 1913 года. Очень хорошо «погружает», пустых сцен, во всяком случае днём, нет вообще, везде мельтешит народ, одетый согласно социальной принадлежности, и ходят кони и кобылы с колясками и повозками. Дочь убиенных миллионеров, владельцев шляпного бренда, обслуживающего королев и принцесс, Ириш Лейтер появляется из провинциального приюта на авансцену истории, где всё светится от богатства и роскоши. Но новые владельцы бренда её не ждут. Впрочем, чувствуя свою вину, сразу и не прогоняют. Героиня знает, что у неё в этих местах «водится» родной брат и что он разбойник. Она хочет найти его. Героиня красива и всё время передвигается по району, где особняк шляпного бренда занимает королевскую доминанту. Ночует в дешёвых комнатах. И у неё всё время «инфернальное» выражение лица. С таким выражением явно она что-то нехорошее накликает. Она в одном и том же сперва очень красивом и чистом платье. По мере всяких приключений (попытки изнасилования, например) платье начинает грязниться. А поскольку мы полфильма видим героиню со спины, то успеваем оценить работу художника по костюмам на 5+. Художник в каждой новой сцене делает спину и воротник платья героини грязнее постепенно. Да и художник-постановщик выложился на славу. Постановка – блеск. Только когда брат-злодей убивает сперва принцессу, а потом поджигает шляпочный дом (работа оператора – высший класс), а героиня с ним так и не обнимется, – это как всё понимать? Это притча о загадочной венгерской душе? И когда гражданская жизнь погибнет, камера совершит длинный полёт по солдатикам в окопе, мокнущим под дождём, то в финале плана мы увидим её, нашу Ириш, смотрящую на окоп и «куда-то вдаль», словно муза войны. Всё очень добротно и красиво, но мне, видимо, не достаёт знания венгерской истории и культуры, чтобы расшифровать идею фильма.
А вот кто действительно порадовал своим костюмным историческим фильмом, так это Жак Одиар, представивший в конкурс «Братья Сестровы» ("The Sisters Brothers"). Действие переносится в Америку позапрошлого века, где на просторах от Орегона до Калифорнии царил беспредел. Хотя жизнь брала своё, каждый день рождался на Диком Западе маленький посёлок, в центре которого был бар с непременным виски. На пути наших героев – братьев-ковбоев, наёмных убийц (Джон Си Рейли и Иоакин Феникс), посланных боссом прикончить неугодного парня (Джек Джилленхол), встречаются не только прекрасные и такие разные пейзажи, но и новинки цивилизации, например, порошок и зубная щётка, с которой герой Рейли управляется просто уморительно. Вообще его герой добрый, а убивает «по работе», зато его брательник (Феникс) – чистый мистер зло. Он просто притягивает его к себе. И когда герои найдут героя Джилленхола, который к этому времени «прирастёт» мечтателем, думающим построить новое справедливое общество, и вот уже собираются их казнить, как в них с противоположной стороны золотоносной речки звучат бандитские выстрелы. Герои объединяются против внешнего врага и приканчивают его. И начинают распри, позабыв мыть золото, а для этого у них есть секретная жидкость… Что будет, когда они её применят, смотрите в кино, которое богато на зрелище, эмоции и создаёт мотивированную «формулу судьбы» для каждого героя.
В следующем выпуске «Аргументов недели» я продолжу рассказ о Венецианском кинофестивале, не проигнорирую и русское присутствие. А пока я прощаюсь с вами, дорогие читатели и кинозрители, до свидания, пока-пока.