> «Окно в Европу» – 2018: подведём черту - Аргументы Недели

//Культура 13+

«Окно в Европу» – 2018: подведём черту

№  () от 22 августа 2018 [ «Аргументы Недели » ]

Привет, привет, дорогие читатели и кинозрители. В Выборге закончился 26-й кинофестиваль «Окно в Европу». Все фильмы, о которых я писал в прошлой статье, обозревая конкурс игровых премьер, получили призы. Как будто члены жюри читали мои заметки. Но добавились новые, и тут наши мнения разошлись. Но по порядку.

ГЛАВНЫЙ приз достался моему фавориту «Папа, сдохни» – режиссёрскому дебюту Кирилла Соколова, который придумал и воплотил настоящий кинодрайв. Дал актёрам (выделю Виталия Хаева и Александра Кузнецова) возможность создать живые гротескные образы и вдоволь «пошалить». Буду ждать новых фильмов этого режиссёра и советую запомнить его фамилию.

Спецпризом жюри наградило и два других фильма, о которых я писал, – фильм «У ангела ангина» Оксаны Карас и «ВМаяковский» Александра Штейна.А вот награждённый спецпризом жюри режиссёр-тяжеловес Александр Велединский («Географ глобус пропил», «Живой»), безусловно, заслуживает внимания. Действие фильма начинается на Дальнем Востоке в конце войны, где вооружённые пахан, салажёнок и матрос вроде бы перестреляли друг друга. Но каждый выжил, и фильм прослеживает их судьбу. Особенно забавна история с паханом, которого американские моряки спрятали в трюме своего корабля за две золотых коронки, а корабль отправлялся в Кейптаун. Мы его не видим, он 10 лет как умер, но присутствуем на двух застольях-поминках, из которых понимаем, что он и в Южной Африке стал паханом. За одним столом собрались детки от чёрной жены – человек 10, за другим детки от белой женщины, тоже человек 10. Вид у всех довольно карикатурный. Они ненавидят друг друга, и на чтение завещания приезжают с оружием, скрытым в музыкальных футлярах, как в фильмах Родригеса.

А в параллельном монтаже мы видим другую историю – интеллигентный герой Евгения Ткачука задевает лимузин какого-то мафиозо, и его шестёрки требуют денег, которых у героя нет. Тогда ему предложено пойти в квартиру богатого писателя, якобы для интервью, и, прыснув ему в лицо из баллончика, связать и забрать всё ценное, что там найдётся. Писателя убедительно играет Владимир Стеклов, и у них с Евгением Ткачуком получается забавный дуэт. В какой-то момент связанным оказывается сам Ткачук, но это далеко не финал. В фильме есть и другие линии, в нём много напридумано интересного. Правда, иногда он выглядит как шарада, в каких-то местах кажется, что режиссёр хочет высказать какую-то мудрёную мысль, а ты её «не догоняешь». Но если вы хотите развлечься в кино, вам «В Кейптаунском порту» это удастся.

Что касается диплома, то в конкурсе игрового кино он был один, и вручили его Антону Бильжо за фильм «Амбивалентность». Фильм рассказывает актёрски убедительную историю о том, как рушится дружба между двумя молодыми студентами-психологами (Данил Стеклов, Егор Морозов), один из которых, став сексуальным партнёром матери другого, хочет не только секса, но и любви. И, не получив ответа на вопрос «Ты меня хоть раз любила?», превращается в агрессора. Впрочем, друг тоже «не пальцем сделан». Будет чему удивиться.

И вовсе без наград, незаслуженно, на мой взгляд, остался фильм Павла Мирзоева «Как я стал...» с замечательной актёрской работой Павла Табакова, который создаёт характер и лёгкий, и привлекательный, с нюансами, способный найти в себе силы раскаяться в совершённой подлости. Вообще для актёра с фактурой Табакова играть «плохих парней» довольно опасно, но он отважился некоторое время побыть в образе антигероя, испытал душевные переживания и вернулся в ряды не «хороших мальчиков», а «хороших парней», что могло и не случиться. Я надеюсь, что опытный продюсер Юрий Обухов уже договорился о прокате фильма, и вы, дорогие читатели и кинозрители, его увидите.

Что касается приза и диплома кинокритиков, то в этом году диплом достался фильму-анекдоту «Фагот» (реж. Борис Гуц), а приз ушёл фильму «ВМаяковский» (реж. А. Штейн), о них я уважительно писал в прошлом номере. Я же свой критический голос отдал фильму «Папа, сдохни» и таким образом совпал в своём мнении с большим жюри под руководством Сергея Снежкина. Вообще фестиваль оставил ощущение, что в головах наших современников-режиссёров – и молодых, и уже со стажем – идёт художественное освоение нашей действительности с прививкой от занудства. А такая маленькая деталь, как подаренный президентом фестиваля Арменом Медведевым режиссёру фильма «Фагот» Борису Гуцу крупный-тяжёлый-чёрный-керамический телефон 60–70‑х годов прошлого века (фильм полностью снят на iPhone) говорит об атмосфере, царившей на фестивале больше, чем слова.

А сейчас я прощаюсь с вами, дорогие читатели и кинозрители, до следующих кинофестивалей, до свидания, пока-пока.

Ваш Сергей ШОЛОХОВ



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте