Сахалинские археологи делают новые открытия
№ () от 15 августа 2018 [«Аргументы Недели Сахалин», Денис Демин ]
15 августа в России отмечается День археолога. В отличие от многих других профессиональных праздников он не является официальным, однако все археологи России, находятся ли они на раскопках, в экспедиции или в музее, его отмечают. Сегодня гость нашей редакции – сотрудник Сахалинского областного краеведческого музея, заведующая отделом археологии кандидат исторических наук Ольга Шубина
Работы на сотни лет
Что находят археологи на Сахалине?
В Сахалинской области к настоящему времени известно более двух тысяч археологических памятников, однако полноценно исследована очень малая их часть. На наших островах хватит работы ещё многим археологам, и не на одно столетие.
Стоянки и поселения древнего человека, могильники и отдельные захоронения, места добычи каменного сырья и мастерские по его обработке, разделочные площадки древних зверобоев и святилища – вот неполный перечень объектов, которые представляют интерес для сахалинских археологов. Все они являются объектами культурного наследия федерального значения, требуют особого отношения, охраны и защиты.
Большинство археологических памятников на Сахалине и Курилах относятся к каменному веку и средневековью. При раскопках мы находим разнообразные каменные изделия, которыми пользовались древние люди: метательные орудия, орудия для обработки дерева, инструменты, которыми обрабатывали добычу, выделывали шкуры животных и т.д. Для поселений эпохи неолита и палеометалла «массовым» материалом была керамика – это преимущественно фрагменты глиняных сосудов, значительно реже встречаются целые изделия.
Редкими, и потому особенно ценными находками, являются украшения – подвески, бусины. Они могут быть разными по форме, по материалу – в музейных коллекциях есть бусины из камня, кости и даже дерева. На стоянках и в погребениях позднего времени (XVII – XIX века) встречаются стеклянные бусины, китайские и японские монеты, которые использовались в качестве украшений, а также изделия из металла.
Интересным объектом для изучения духовной культуры древних людей являются предметы искусства (их также нередко считают предметами культа): зооморфные и антропоморфные фигурки, т.е. стилизованные изображения животных и людей из камня, кости, керамики. Древние жители Сахалина чаще всего изготавливали фигурки медведя и морских животных.
Международные экспедиции
Чем занимаются археологи Сахалинского областного краеведческого музея?
Сфера наших интересов и занятий очень широка. В наших планах не только полевые исследования, но и работа с археологическими источниками, которые хранятся в фондах нашего музея – с предметами, которые уже были найдены и сохранены в музейных коллекциях, а их уже более 120 тысяч. Все артефакты нужно описать, измерить, идентифицировать, сфотографировать и занести в электронную базу данных. Эти сведения нужны для каталогизации музейного фонда, а также для изучения и введения в научный оборот: использования в научных публикациях, постоянных и временных экспозициях и т.д.
Стараемся ежегодно выезжать в археологические экспедиции – на разведки и раскопки. Последние годы особенно активно археологи музея работали на Курильских островах, в том числе вместе с коллегами из США и Японии. Большое внимание мы уделяем развитию международного сотрудничества: проводим полевые и камеральные исследования с привлечением специалистов разного профиля – археологов, антропологов, геологов, палеозоологов – как отечественных, так и зарубежных. Совместные раскопки и затем публикации итогов полевых работ, проведение исследований в современных лабораториях, участие в конференциях – такое международное сотрудничество, безусловно, способствует продвижению и сахалинской, и мировой науки.
Участвуют археологи и в экспозиционной и научно-просветительной работе музея. Так, сахалинцы и гости острова уже познакомились с материалами выставок «Страницы истории археологического исследования Курильских островов», «Слёзы вулканов (обсидиан в жизни древнего человека»). Сейчас эти выставки путешествуют по районам области.
Экспонаты для музея только ваши археологи находят?
В основном, но не только. Бывает, и люди приносят свои находки – простые жители Сахалинской области, которые находят артефакты на своих огородах, или, скажем, отдыхают на берегу речки и замечают, что берег размывается, и появляются кусочки керамики, какието камни необычной формы, со следами обработки человеком. Людям интересно, они их собирают и приносят в музей. За это мы им благодарны, поскольку иногда таким образом может быть обнаружен новый археологический объект в месте, где еще не проводились археологические исследования, или же это сигнал о том, что происходит разрушение древней стоянки.
Загадки прошлого
Когда человек пришел на Сахалин?
Это очень сложный вопрос, пока на него однозначного ответа нет. Существует версия о том, что первые люди появились на Сахалине около 200 тысяч лет тому назад, в эпоху древнего каменного века. Эта гипотеза принадлежит известному сахалинскому археологу, доктору исторических наук, профессору Александру Василевскому. В учебном музее Сахалинского госуниверситета хранятся датированные этим временем артефакты, обнаруженные на южном Сахалине в результате археологических раскопок возглавляемой им экспедиции. Кстати, день рождения Александра Василевского почти совпадает с его профессиональным праздником, и в День археолога мне хочется поздравить коллегу, пожелать ему крепкого здоровья и дальнейших успехов в науке!
Какие самые древние предметы вы находили?
В краеведческом музее есть артефакты, которым около 18 тысяч лет. Это обсидиановые изделия, тонкие ножевидные пластинки, изготовленные из вулканического стекла. Люди, жившие в эпоху верхнего палеолита, вкладывали их в качестве лезвий в деревянную или костяную оправу и использовали как скребки и ножи.
Загадки древности
Есть ли не до конца изученные находки?
Любая наука, и археология в том числе, – это постоянный поиск и новые факты, открытия, находки неизбежно вносят коррективы в наши знания и представления. В сахалинской археологии ещё немало вопросов, на которые мы пока не можем ответить с полной уверенностью. Среди них, например, этническая принадлежность древних жителей Сахалина и Курил.
В 2016 году в ходе археологических исследований на острове Шумшу нам удалось сделать интересное открытие. При зачистке берегового обрыва был выявлен мощный культурный слой, и на глубине двух метров обнаружено захоронение человека. Для нас находка древнего погребения – это большая удача. Раскопки показали, что на этом месте люди жили долго: находки из самых верхних слоев датируются 1213 веками нашей эры, и для них характерны мощные раковинные кучи, то есть кухонные отбросы, содержащие раковины моллюсков, остатки костей рыб, птиц, морских и сухопутных млекопитающих; а самые нижние слои относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры.
Результат радиоуглеродного анализа угольков из слоя, в котором найдено захоронение, показал его возраст – рубеж II-III тысячелетий до нашей эры, то есть ему около 4000 лет. Такое древнее погребение на Курильских островах найдено впервые. Мы надеемся, что отобранные для проведения анализа ДНК образцы помогут ответить на вопрос – кто же был этот древний житель о. Шумшу, какова его расовая принадлежность, где расселялись родственные ему народы и пролегали пути древних миграций?
Бывает, что из экспедиции археологи привозят в музей груду фрагментов, которые составляли один или несколько керамических сосудов. Далее предстоит кропотливая работа по их реконструкции. И вот под умелыми руками замечательного реставратора нашего музея Натальи Тороповой рождается сосуд – такой, каким он был в древности.
Сейчас в нашем музее есть два керамических изделия, которые для нас пока являются загадкой. Эти сосуды, найденные на Итурупе и Шикотане, – необычной формы и орнаментации, подобные раньше не находили на наших островах, и пока мы не можем найти им аналогий в сопредельных районах.
Один сосуд реставрирован полностью, его предварительно можно датировать периодом Сацумон, это примерно IX-XI века нашей эры. Другое керамическое изделие находится в стадии реставрации, его можно отнести к периоду ранний Дзёмон по японской хронологической шкале. Возраст этого сосуда более древний, возможно, он относится к IV-III тысячелетию до н.э. Наши коллеги в Японии подтвердили, что пока не имеют в своих коллекциях подобных сосудов.
Эти находки уникальны, со временем они появятся в экспозиции нашего музея, но прежде надо проделать очень большую работу: реставрировать, дать правильное описание, найти им аналогии и точно выяснить, к какой археологической культуре, к какому времени они относятся. И такого тщательного подхода требуют не только самые необычные и редкие артефакты, но и все предметы, которые проходят через руки сотрудников музея.