«Кинотавр-2018»: занавес закрывается
№ () от 13 июня 2018 [«Аргументы Недели », Сергей Шолохов ]
Привет, привет, дорогие читатели и кинозрители! 29-й «Кинотавр» завершился и подвёл итоги. Подведу итоги и я в нашей традиционной рубрике «Кинофестиваль». Хочу сразу отметить, что приз кинокритики и главный приз большого жюри в этом году совпали. Это говорит о многом. Послание человечеству, которое сочинила режиссёр Наталия Мещанинова вместе с соавтором и исполнителем главной роли Степаном Девониным в фильме «Сердце мира», оказалось понятно всем, но почему?
ЛАУРЕАТ премии «Ника» за сценарий фильма «Аритмия» Наталия Мещанинова в том-то и дело, что воспринимает своё кино как послание. И делает это не привычным для наших кинематографистов способом иллюстрации сценария, а при помощи кинообразов. Они будоражат чувства и не требуют объяснений при помощи закадровых комментариев или флешбэков. Своего героя Степана (он же и муж Мещаниновой) она отправляет на так называемую притравочную станцию помощником станционного смотрителя. По ходу киноповествования мы видим, что животные ему милее людей, узнаём, что умершая мать была алкоголичкой и унижала сына, пока он не восстал и не «ушёл в леса».
Экзотический материал фильма оказался пропитан потом живых эмоций, которые режиссёр мастерски возбуждает в зрителях по нарастающей. На станции, где собак обучают охотничьим навыкам, у Степана своя избушка, у смотрителя – свой семейный домик, у лисиц[end_short_text] и собак – свои клетки. Ходят по участку ещё и олени. Но вот появляются «зелёные», и вносят тревогу в существование станционных ребят, которые уже покормили животных и между ними и ночным мраком в качестве «микшерной склейки» уже туманятся регулярные 250 граммов. «Зелёные» озабочены судьбой пленённых лисиц, за которыми ухаживает наш герой и которые нужны для притравки собак. Они проникают на станцию и открывают клетки с лисицами. Три дуры-лисицы убегают, две остаются. А ужас наступает на следующий день, когда «станционные» обнаружат в чаще трёх задранных лис, которые были рождены на станции и не приспособлены к выживанию на воле. Так кого защитили «зелёные»?
Степан имеет внешность простоватую, но у него есть чувство собственного достоинства. Правда, оно очень неотёсанное. За лисиц он идёт мстить к палаткам у реки, где расположились «зелёные». Блокируя палатки, он избивает палкой ту плоть, которая оказалась внутри. А когда впавший в запой из-за переживаний от погубленных лисиц станционный смотритель вваливается в его избушку в поисках спирта и унижает его, то получает по морде столько раз, что, кажется, уже и не жилец. Понято, что Степан потеряет приют на станции, а дома у него нет.
Степан, взяв на плечи любимую белую собаку породы алабай, которую лечил, идёт в ночи по лесу под медленным снегом. Алабай как пушистое белоснежное манто на его плечах. Идёт в никуда. Трагедия. Но режиссёр всё решила иначе, трагедии не будет, а что будет – см. в кино.
Я отдал свой голос за приз кинокритиков вопреки финалу фильма. Но для меня важно, что два часа своей жизни я прожил не зря. Режиссёр увлекла меня внутрь своей истории, возбудила чувства и даже – что большая редкость для меня в кино – какие-то мысли: с кем ты – с «зелёными» или со «станционными»? А если учесть, что Степан выдержал съёмку в клетке с пятью алабаями, которые могли его просто задрать, то приз Девонину за лучшую мужскую роль я воспринимаю как приз ещё и за храбрость.
Потому что на самом деле актёрское мастерство высшей пробы показал Даниэль Ольбрыхский в фильме С. Ливнева «Ван Гоги». Но этот фильм был награждён в номинации «за музыку», как всегда, раз речь идёт о Леониде Десятникове и Алексее Сергунине, превосходную.
Приз за лучшую режиссуру ушёл Григорию Константинопольскому за фильм «Русский Бес». Для меня он вообще был лидером, пока в последний день конкурсной программы не просиял «Центр мира». Отлично, что жюри отметило этот блестящий фильм. Константинопольский – один из самых остроумных режиссёров своего поколения, и так поиздеваться над «скрепами», как он сделал в «Русском Бесе», мог только этот режиссёр со своей неподражаемой стилистикой. Герой женится на дочке олигарха и получает кредит на ресторан. Но что-то много приходит к нему проверок. Правда, проверяльщики загадочно исчезают после вымогательства взятки. Позже их трупы найдут в ресторанной кладовке, что для меня станет рифмой с финалом фильма Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». Правда, у Ларса трупы будут охлаждёнными. Но Константинопольский об этом не думает – кино же пока не передаёт запахи. Его герой, маньяк и садист, шпарит тексты, которым бы позавидовали спичрайтеры высокопоставленных персон. А режиссёр-выдумщик заражает своей энергетикой и наглостью, с которой он позволяет себе надругаться над кинематографическими штампами и стереотипами зрительских ожиданий.
Приз за лучшую женскую роль достался Анне Слю за роль в фильме Ивана Твердовского «Подбросы». Она играет маму юноши, который всю жизнь провёл в интернате, потому что у него при рождении обнаружилась какая-то неизлечимая болезнь, требующая ежедневного медицинского присмотра. Но эта болезнь даёт ему и уникальные силы, он не чувствует боли, его тело неуязвимо для травм. Вот такого сказочного Ивана-царевича крадёт из футуристического интерната, где все пациенты и впрямь «строгие юноши», героиня Анны Слю и привозит к себе домой. Материнских чувств к нему она не испытывает, скорее эротические на грани инцеста. Иначе зачем она всё время ходит перед ним в нижнем белье? Каким-то образом выясняется, что у сына чудесные способности. (Вообще все нестыковки сюжета режиссёр снял просто – «это притча».) Включённая в мафиозную систему отъёма бабла у бизнеса мамаша предлагает подельникам их использовать. Парню менты поручают кидаться на машины, водителей которых нужно «потрясти». И вот он начинает «подбрасываться». А дальше «скорая» (своя), приёмное отделение больницы (своё), показание в суде (своём), во всяком случае в цепочке прокурор–адвокат, – и водителю злополучной машины кирдык. Не буду обсуждать, насколько рифмуется с реальностью эта история (ведь «это притча»), но снята она совершенно мастерски, и приз за лучшую операторскую работу Денису Аларкону Рамиресу считаю вполне заслуженным. И даже самые тёмные сцены насыщены каким-то особенным светом, и нет ощущения мрака.
Вообще в этом году призы распределились так, что хочется их комментировать, а не спорить с ними. Вот и фильм Авдотьи Смирновой «История одного назначения» получил приз за лучший сценарий (А. Смирнова, А. Пармас, П. Басинский) совершенно заслуженно. В фильме неторопливо, а последние 20 минут вполне страстно, рассказывается история генеральского сынка поручика Григория Колокольцева, который отправляется из элитного петербургского полка, где бездельничал и по ночам развлекался с друзьями, в Тульскую губернию нести реальную службу из «убеждений». Тут уже не будешь поить слона шампанским, пока он не сдохнет. Тут надо найти какой-то смысл жизни. И встреча в поезде с Львом Толстым, везущим в Ясную Поляну аргентинских свиней, будет для него окном в мир, где кроме водки и закуски есть ещё какие-то смыслы. Фильм интересно разглядывать, а когда начнётся экшен (не сразу), который «цепляет» эмоции, интересно ещё и сопереживать героям. А образ Льва Толстого, который меня сперва смутил, потом как-то прижился в сознании, – а собственно, почему бы и не так?
А из конкурса дебютов главный приз разделили «Глубокие реки» ученика А. Сокурова Владимира Битокова и «Кислота» Александра Горчилина. Тоже согласен. Фильм «Глубокие реки», снятый на кабардинском языке, рассказывает историю братьев-дровосеков, которых не любят односельчане. Кажется, что жизнь остановилась, сплошная рубка леса, но напряжение начнёт нарастать, когда появится младший брат – человек уже из другого мира.
«Кислота» – первый фильм про современную молодёжь, про героев «безгеройного времени», рисующий портрет ребят из среднего класса, которые никак не могут понять, чем им заняться. Один, например, делает себе обрезание без всяких религиозных мотивов. Чтобы выпендриться. А поскольку обрезанный член становится новостью в их компании, то ему приходится его показывать, в том числе на фотографии. Эту фотографию найдёт папаша малолетней подруги юноши. Придёт к нему домой и врежет «за совращение». А мамаша, вернувшаяся из Камбоджи и находящаяся постоянно в состоянии медитации, огорчится, что её из этого состояния вывели. А бабушка – великая Роза Хайруллина – будет доставать внука банкой с раствором, чтобы он подержал в нём обрезанный член. И добьётся своего! А когда всё-таки герой займётся сексом с малолеткой, то кровь на её пальце станет предметом спора: чья она? В фильме прописаны все второстепенные роли, а кульминация для впечатлительных зрителей может оказаться непереносимой. Но она мастерски завершает сюжет. Ловите этот фильм, не пожалеете!
До свидания, пока-пока!