В Театре Российской армии состоялась премьера цикла «Вехи Великой Победы»: спектакль-экскурс, который, как машина времени, позволяет зрителям стать соучастниками событий Великой Отечественной войны. Это театральная реконструкция из четырёх частей и трёх переездов. Бункер Сталина в Измайлово, кабинет-музей Г.К. Жукова на Знаменке, Зал Победы Центрального музея Вооружённых сил и Театр Российской армии стали точками соприкосновения с историей. «Победа. doc» – такое название получил проект, благодаря которому можно ощутить и понять, как ковалась Великая Победа. Первыми зрителями патриотического представления стали журналисты, военнослужащие и учащиеся кадетских корпусов.
У ВХОДА в зал нас встретил офицер Советской армии в форме 1940-х годов, и началась перекличка «мобилизованных» зрителей. Ответ «Я!» погружает каждого из нас в то время. Мы оказались в кабинете Сталина в Кремле, и отсчёт начался с 4 утра 22 июня 1941 года.
Драматург Яна Стародуб-Афанасьева и режиссёр Игорь Афанасьев развенчивают многочисленные домыслы, появившиеся в последние годы. Среди них реакция Сталина на сообщение о нападении Германии на Советский Союз. Якобы он впал в депрессию. События, происходящие на сцене, оживляют точные исторические записи, благодаря журналу посещений в этот и последующие дни. А вот факт, что страна к началу войны не была готова, подтверждают все документы. Стране не хватило ровно два года для полной военной оснащённости.
Любая речь Сталина, звучащая в спектакле, должна быть одобрена не только аплодисментами, но и церемониальным вставанием зрителей. Офицер Советской армии за этим постоянно следит и взглядом, и жестом.
Во время переездов по Москве актеры в военной форме рассказывают о жизни простых горожан, когда враг стоял под Москвой. Так, став бомбоубежищем, Московское метро превратилось в центр культуры. Под землёй проводили киносеансы, концерты, работали кафе. На станции «Маяковская» в октябре 1941 года прошло заседание Московского городского совета депутатов трудящихся, посвящённое очередной годовщине Октябрьской революции. С докладом выступил Сталин. А ведь метро, как стратегический объект, хотели затопить. К этому готовились, и очень серьёзно. На станции «Динамо» 16 октября демонтировали часть оборудования.
Следующая остановка автобуса «Победа.doc» – Генеральный штаб и кабинет-музей Жукова. Он расположен в одном из зданий Министерства обороны РФ на Знаменке и является филиалом Центрального музея Вооружённых сил РФ. К 100-летию великого полководца, в 1996 году, кабинет стал мемориальным. Нам как докладчикам выдали папки с грифом «Совершенно секретно». Сидя за огромным овальным столом в кабинете маршала, мы по очереди громко зачитываем военные донесения. Эти сухие и ёмкие отчёты маршала Жукова и генерала Конева воссоздают драматическую картину боёв за Москву.
Следующая остановка – бункер Сталина в Измайлово. Таинственную историю этого объекта нам рассказал главный консультант спектакля Владимир Лукин: «Бункер начали готовить в 1936 году. Он стал конечной станцией восточной ветки секретного метрополитена. Этот объект был закамуфлирован под строительство центрального стадиона. Он и сейчас расположен рядом. К стадиону был подведена ветка метрополитена Арбатско-Покровской линии. Она связала дачу Сталина, Кремль и бункер. В округе было три военных аэродрома. В случае взятия Москвы у Сталина было три возможности отхода: по воздуху, в поезде и в танке. В небольшом блоке – спальня, столовая, комната врача и кабинет офицеров-помощников. Общая площадь – порядка 140 тысяч квадратных метров. Там стояло 150 танков – личная охрана Сталина. Находился ремонтный завод. Сам Сталин был здесь два раза – в день открытия, в 1940 году, и в октябре-ноябре 1941 года».
Сейчас бункер похож на небольшой дворец с колоннами. Столовая в грузинском стиле, сцена… Нам предлагают стать певцами в хоре на репетиции концерта. Перед выходом на небольшую сцену каждый из нас получает текст со словами сталинского гимна СССР. Под аккомпанемент баяниста мы исполняем Гимн Страны Советов, а руководитель хора подбадривает нас и создаёт оптимистический настрой.
Конечная точка экскурса – Зал Победы Центрального музея Вооружённых сил. «Мы надеемся, что театральный цикл «Вехи Великой Победы» поможет лучше понять исторические события 1941–1945 гг. и вглядеться в лица истинных героев, благодаря которым мы сегодня живём, – так прокомментировал этот проект главный режиссёр Театра Армии Борис Морозов. За три с половиной часа, которые идет спектакль, мы хотим донести до зрителя основную мысль: чтобы стать великим человеком, необходимо научиться брать на себя ответственность и делать выбор».
И похоже, театру это удалось.