У Владимира АЛЕНИКОВА много ипостасей: режиссёр, сценарист, писатель, продюсер, переводчик. Сам себя режиссёр авторского кино называет рассказчиком историй. Детский фильм «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» стал его визитной карточкой. А мюзикл «Биндюжник и Король» открыл дорогу в Голливуд, где в течение семи лет Владимир Михайлович был профессором Лос-Анджелесского университета, преподавал режиссуру в киношколе. Он бы мог преподавать в США до самой старости, но ему хотелось самому снимать. Поэтому Владимир и вернулся в Россию. Новый фильм режиссёра Аленикова – психологический триллер «Странники терпения» с Константином Лавроненко о совместимости гения и злодейства.
–ВЛАДИМИР, недавно в Ярославле в знаменитом Волковском театре прошла премьера вашего спектакля «Девушка для прощаний», где хореографией занимался Егор Дружинин, который сыграл Васечкина. Поддерживаете отношения со всей троицей?
– Это так, но с Егором мы не только дружим, но и сотрудничаем. Следующей моей работой будет постановка оперы в Театре Станиславского и Немировича-Данченко, и там он тоже будет ставить хореографию. Если говорить о Диме Баркове (Петров), то он живёт в Питере, преподаёт в детской киношколе, я часто бываю на его детских кинофестивалях. А Инга Ильм (Маша, в которую были влюблены Петров и Васечкин) ушла из актёрской профессии, стала историком, защитила кандидатскую диссертацию и сделала кое-какие открытия, воплотив свою детскую мечту.
– Сегодня поколению Петровых и Васечкиных по 46 лет. Стоит ли им бояться пенсии в нашей стране?
-Бояться никогда ничего не следует. Надо жить полной жизнью и думать о том, что с тобой будет, и готовить тылы. В своей жизни я привык полагаться только на себя, и это единственный совет, который я могу дать.
– В своё время вы сняли документальный фильм «Пробуждение»» о событиях 1991 года…
– Семь лет назад, на 20-летие путча, мне позвонили с Первого канала с предложением снять продолжение. И я с удовольствием согласился. Надо было найти героев фильма, которые провели трое суток у Белого дома, защищая демократию, и рассказать о том, что с ними сейчас. Но потом мне сообщили, что фильма не будет и «Пробуждение» на государственных каналах тоже не покажут. Так что, к сожалению, многое изменилось. После пробуждения мы в какой-то степени опять скатились в застой. Состояние гражданского общества у нас на минимальном уровне, люди в целом инертны, ждут, что кто-то сверху за них всё решит.
– Стоило ли тогда рисковать жизнью? Есть мнение, что было бы лучше, если бы победил ГКЧП...
-Мы живём в другой стране, и она намного лучше той, которая была. Для меня – однозначно. Конечно, мы не движемся вперёд с той скоростью, с которой хотелось бы, но всё равно невозможно сравнивать сегодняшнюю Россию и Советский Союз. Я, проживший большую часть жизни в СССР, даже не предполагал, что смогу оказаться в стране, в которой сейчас живу.
– Ваши фильмы запрещали к показу и в СССР, и в США. Как вы отнеслись к запрету фильма «Смерть Сталина»?
-Есть замечательный фильм Милоша Формана «Народ против Ларри Флинта». Флинт – магнат, издающий порножурналы. На него много раз негодующие подавали в суд, но всякий раз его оправдывали, несмотря на то что никому не нравился. Его оправдывали только потому, что в демократической стране никто не имеет права никому ничего запрещать, если это не посягательство на чьи-то жизнь и здоровье. В этом, на мой взгляд, важнейший принцип демократии. Вам не нравится фильм – не смотрите, вам не нравится спектакль – не смотрите. Но не мешайте это делать другим, они имеют право на гражданские свободы, как и вы. Я видел «Смерть Сталина» и не могу сказать, что это какое-то кинематографическое событие. Такой себе пародийный, комедийный фильм. Но я за то, чтобы у всех была возможность составить своё собственное мнение.
– Стоит ли смеяться в кино над диктаторами и вообще политиками?
– Я не знаю таких, над кем нельзя было бы подшучивать и смеяться. Смех – главное лекарство от всех болезней. Например, в Америке огромное количество сатирических передач, где высмеивается и президент, да кто угодно. Все хохочут, и никто по этому поводу не возмущается. А у нас первых лиц государства в сатирических фильмах вряд ли увидишь.
– Сейчас мы видим попытки очеловечивания «образа вождя». Кому и для чего это надо?
– Это надо людям, которые делают на этом карьеру. Для меня это нонсенс, потому что Сталин – диктатор, державший в страхе всю страну. И фашизм победил вовсе не он, а героический народ и несмотря ни на что.
– Ваш дед Владимир Волькенштейн был теоретиком драматургии, писал пьесы, как и вы. Он дожил до того момента, как вы стали снимать кино?
– К сожалению, нет. Но первые мои театральные работы он видел. После просмотра моего первого спектакля дед сказал моему отцу: «Володя – настоящий режиссёр». Для меня это была самая большая похвала. Ведь его пьесы ставили Станиславский, Мейерхольд, по его книгам учатся в театральных институтах.