> Доброта как архитектурный стиль - Аргументы Недели

//Культура 13+

Доброта как архитектурный стиль

№  () от 18 апреля 2018 [ «Аргументы Недели » ]

Борис ШУВАЛОВ родился в актёрской семье и вырос за кулисами Ленкома. Учился в Щукинском театральном училище на курсе А.Г. Бурова. У актёра около 60 ролей в театре и 70 – в кино. А ещё он занимается искусством дубляжа. Его голосом говорит, например, Мэтт Дэймон в «Оушенах», Крис Такер в «Пятом элементе» и т.д. В творческом багаже Шувалова – легендарная программа «Куклы». Борис был одним из её создателей и озвучил добрую половину персонажей.
Зрители также знают и любят работы актёра в таких фильмах и сериалах, как «Подросток», «Убийство свидетеля», «Двое на голой земле», «Стеклянный лабиринт», «Сын отца народов», «Солнце в подарок», «Гастролёры» и др.

 

– БОРИС, одной из ваших первых работ в кино была небольшая роль в лирической драме «Продлись, продлись очарованье...», где вы играли со знаменитыми актёрами Ией Саввиной и Олегом Ефремовым. Сильно робели перед ними? Чем они вас впечатлили?

– Моя первая встреча с Олегом Николаевичем Ефремовым произошла так. Мы выезжали на съёмки в Подмосковье от дома Ефремова на улице Горького. Он не вышел к машине в назначенное время, и пришлось его ждать. К нему в квартиру постоянно бегала ассистентка по актёрам и торопила народного артиста. Когда Ефремов появился и извинился за своё опоздание, второй режиссёр и ассистентка были во взвинченном состоянии. Олег Николаевич, естественно, чувствовал их настрой. Нас даже не познакомили.

Мы подъезжали к «Детскому миру», к нынешней Лубянской площади, и Олег Николаевич вдруг обратился ко мне: «Молодой человек, а как вас зовут?» Я отрекомендовался. И тут Ефремов спрашивает: «Как вы думаете, почему раньше всё строили арками, сводами,[end_short_text] плавными линиями (при этом он широкими жестами указал на полукруглый свод входа в метро и «Детский мир»)?» Я отвечаю: «Не знаю, Олег Николаевич, наверное, архитектурный стиль был такой». А он: «Нет, Боря, не стиль. Просто люди были добрее!» Напряжённость вмиг исчезла. Все переглянулись с улыбками.

– А какой вам показалась Ия Саввина?

– Ия Сергеевна Саввина в перерывах между съёмками разгадывала кроссворды и привлекала нас с Мариной Яковлевой, моей невестой по роли, к этому занятию. Вопросы были сложные, а зачастую и вовсе непонятные, и Ия Сергеевна, конечно же в шутку, журила и отчитывала нас за неосведомлённость и необразованность. Вдруг из кустов сирени, что росли около лавочки, вышел Олег Николаевич и сказал: «Ия Сергеевна, если вы будете унижать моих младших товарищей, я вас уволю из МХАТа!»… 
Вообще обстановка на съёмках была замечательная. Нам с Мариной было очень комфортно. Как раз тогда я понял: чем крупнее личность, тем проще человек в общении с людьми и требовательнее к себе.

– Вы были одним из режиссёров телепрограммы «Куклы». Что это было за время для вас – полной свободы или, напротив, «управляемого хаоса»? Как работали «Куклы» – кто давал тему, кого «мочить» на неделе, а кого пока не трогать?

-Программа «Куклы» никогда не была заказной. Некоторые наши выпуски даже отправлялись до поры до времени на полку. И при Ельцине чиновники, отвечавшие за СМИ, тоже боялись за свои рабочие места. В своё время за выпуск «На дне» генеральный прокурор подал на нашу программу в суд. Но, как оказалось, на свою голову, в прямом смысле.

Что касается свободы, то да, она была. Мы даже выработали свои железные правила, чтобы не скатываться до пасквиля. Например, никогда не смеялись над физическими недостатками и дефектами прототипов. И мы никогда не шутили грубо, в лоб, что присутствовало в аналогичной передаче у англичан.

– Борис, а какая у вас была самая трудная роль в кино в физическом плане?

– В картине «Двое на голой земле» я сам исполнял трюки. В финале крутой драки я после удара пролетал по воздуху и застревал в проломленной мною же стене из деревянных ящиков так, что торчали одни ноги. Неделя интенсивной подготовки. Синяки, растяжения, усталость. Но на съёмке всё получилось. Сложность была в том, что надо было снять с одного дубля, так как подобную декорацию трудно восстанавливать технически. Сняли одним кадром. Но – о, ужас! На съёмку следующего эпизода пьяный ассистент оператора зарядил бобину с той самой отснятой дракой. Перепутал человек. Пришлось переснимать, но уже по-другому.

– Вы играли в сериале «Склифосовский». Эта клиника, можно сказать, образцовая. А бывали вы сами в плохих больницах? Как вы в целом оцениваете уровень медицины в нашей стране?

– После коммерциализации нашей медицины отношение большого количества медработников к пациентам сильно поменялось. Больной стал рассматриваться исключительно как источник дохода. Я сам на себе испытал такого рода отношение. Мне делали операцию на колене в одной коммерческой клинике. Чуть не оставили хромым за мои же собственные немаленькие деньги! Исправил их грубейшую ошибку мой друг, тогда заведующий травматологическим отделением обыкновенной поликлиники Владимир Скоробогатов.

Я считаю, что уровень медицинского обслуживания у нас сейчас очень низкий. Особенно в маленьких городах. Врачи там не учатся, не повышают на постоянной основе свою квалификацию. У нас есть очень хорошие врачи, но система здравоохранения не позволяет им максимально эффективно работать.

Александр МАЛЮГИН



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте