Надеть паричок и закартавить – мало
№ () от 28 февраля 2018 [ «Аргументы Недели » ]
Актёр и режиссёр Василий МИЩЕНКО родился в посёлке Шолоховский Ростовской области, окончил в Москве ГИТИС и снялся в более чем 70 фильмах: «Людмила Гурченко», «Убить Сталина», «Следственный комитет» и др. Как режиссёр снял 11 фильмов: «Батюшка», «Атаман», «Вердикт» и др. И если актёру-Мищенко чаще всего доставались роли людей в погонах и бандитов, то Мищенко-режиссёр любит снимать фильмы о поступках человека. Сегодня в ожидании премьеры две работы актёра: сериал «Десять стрел для одной» и сериал «Зорге», где он сыграл Климента Ворошилова.
– ВАСИЛИЙ, с чего вдруг вас взяли на роль Ворошилова?
– Режиссёр Сергей Гинзбург сказал, что я похож на знаменитого маршала. Приехал, сделали грим, и стало понятно, что я действительно на него похож. Всё дело в том, что я принадлежу к разноплановым актёрам, из которых, как из пластилина, можно лепить любой образ. А выйдет такой актёр на улицу, и его даже не узнают. Я бы и Хрущёва смог сыграть, и Ленина. Но от роли-клише (надел паричок, закартавил) я бы отказался. Это же не капустник! Куда интереснее показать, как из курчавого мальчика Володи, который был на звёздочках октябрят, получился демон. Когда я снимал «Атамана» в Ростовской области, то в архивах видел документ, подписанный Лениным. В нём говорилось, что казачество нужно уничтожить как класс. Три миллиона казаков были расстреляны!– Когда актёр играет исторических персонажей, он должен нести ответственность перед историей? Хотя некоторые говорят, что вся ответственность лежит на режиссёре...
– Обязательно должен, если он не попка, не тупой исполнитель. Понятно, что у режиссёра есть замысел, но ты тогда зачем нужен? Даже[end_short_text] придя на пробы, актёр уже должен о герое что-то знать! Лично я начинаю расспрашивать режиссёра, читаю материал, погружаюсь в атмосферу эпохи. Если действия героя ему не свойственны, пытаюсь понять и оправдать.
– Что интересного вы узнали о Ворошилове, работая над ролью?
-То, что он часто ошибался, не допускал внедрения технологических новшеств. Техника входила в жизнь, а он, танки – ерунда, на конях окружили и всех порубали!
– Ваши родители были довольны, что их сын стал артистом?
-Папа был против, чтобы я ехал в Москву, но мама настояла: «А может быть, это его судьба?» Когда я поступил в театральный, отец не верил, что я учусь на актёра. Поэтому, когда вышел мой первый фильм «Спасатель», я пригласил родителей в Москву в Дом кино. Они приехали и увидели меня в первый раз на экране. А фильм начинался с моих подлинных армейских фотографий, где было написано: «Здравствуй, мама! Это – я». Родители заплакали с первых кадров, так и просидели весь фильм в слезах.
– Ваши родители встретились в фашистском концлагере. Как они там оказались?
– Папа был пленён в первые недели войны под Белой Церковью. Наша армия попала в окружение и была брошена генералами, которые улетели на «кукурузниках», пообещав подмогу. Подмога пришла в виде сброшенных парашютов. Но вместо долгожданных боеприпасов там оказались ложки, миски и подковы для лошадей... А маму девчонкой угнали в Германию из-под Белгорода. Родители прожили в концлагере 5 лет, там познакомились и влюбились. Их спасла любовь, любовь – великая сила. Они стали держаться друг за дружку, помогать. Им повезло, что папа стал работать на литейном заводе. А маму забрала к себе богатая семья бюргеров, и была она у них рабыней Изаурой. В 1945 году их освободил 2-й фронт, американцы. У родителей был выбор: или уехать в СССР, или остаться на Западе. Они сели в поезд, который шёл на восток, мама была уже беременна. Мой старший брат родился в ноябре 1945 года, а я – через 10 лет после войны. Свои последние 10 лет родители прожили в Чехии, куда переехала моя сестра.
– Вы говорили, что часто бываете в Чехии и видите, что там законы работают...
– Так я думал, пока моя сестра не столкнулась с местным законодательством. При разводе её муж сумел сделать всё, чтобы она стала там бесправным человеком. Несмотря на то что коррупция бессмертна, бороться с ней всё равно надо. По ТВ почаще показывать взяточников, рассказывать о преступлениях и наказаниях. Это полезнее, чем копаться в семейных проблемах Армена Джигарханяна.
– В театре «Современник» вы работаете с 1981 года. Почему вам до сих пор не дали звание народного артиста?
– Сегодня звания обесценены, и зачастую их получают не по таланту и труду, а по тусовке. Те, кто всё время заглядывает в глаза руководству и говорит, что оно гениальное. Я не из этих людей. Всегда уважал конкретику.
Недавно в англоязычном журнале Russian Bell была опубликована моя киноповесть «Ещё вчера». Про то, как мы с друзьями, будучи подростками, пытались уехать в Лондон, чтобы увидеть «Битлз». Нас сняли с парохода и хотели судить как предателей Родины, но мы были несовершеннолетними. Моя повесть появилась в 28 странах мира, она есть во всех крупных библиотеках, а моё имя попало в шорт-лист Премии имени Владимира Набокова. Так вот её читательский успех и есть для меня настоящая награда!